Выставочный проект «Новая Лесотехническая Академия» — это временно развернутый в стенах галереи-мастерской ГРАУНД Солянка филиал одноименного вымышленного учебного заведения, руководителями которого являются двое петербургских художников — Фёдор Хиросигэ и Нестор Энгельке. Учредителями временного филиала являются две петербургские галереи — Anna Nova и Jessica.
Оба автора на протяжении многих лет работали в одной мастерской. Опыт творчества бок о бок привел к переплетению художественных методов: и Энгельке, и Хиросигэ последовательно исследуют художественные возможности дерева (создают большие древесные инсталляции, скульптуры, используют технику пирографии и «топорописи»), оба развивают индивидуальную художественную мифологию, в которой современность, где уже сложно провести грань между людским и нечеловеческим, приобретает фантасмагорический характер.
В этот раз Хиросигэ и Энгельке открыли вымышленную художественную академию имени себя самих, иронизируя над образом Петербурга как центра академического художественного образования. Обучают в ней, однако, не рисунку и композиции, а магии и ритуальным практикам, доводя академическую серьезность до абсурда. Ирония проекта проявляется в столкновении высокого и низкого, традиции и гротеска: формально сохраняя атрибуты академической школы (строгие названия курсов, «научный» подход к мистике), художники наполняют их двусмысленностью, превращая образовательный процесс в шаманский перформанс, а маршрут по ГРАУНД Солянке в путешествие по детективному сценарию. Ведь дела в школе идут не совсем гладко. Академия находится в кризисе и над учебным заведением нависло опасное проклятье. Что скрывает завхоз академии, что за существо поселилось в местном музее и почему академический выпускной похож на ритуал, — всё это предстоит узнать зрителю.
Трансдисциплинарный художник. Работает с различными медиа: объектом, инсталляцией, видео, пирографией, фотографией, текстом, текстилем, перформансом. Практика Хиросигэ посвящена исследованию образов современной японской массовой культуры, русского фольклора и восточных (тибетских, китайских и японских) духовных практик. Участник множества групповых и персональных выставок в России, США, Финляндии и Швеции. Участник биеннале «Манифеста» (Санкт‑Петербург, 2014).
Номинант Премии в области современного искусства им. Сергея Курехина (2018, 2020, 2021). Номинант Премии Анатолия Зверева (2021). Лауреат премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Искусство» (2024).
Работы находятся в коллекциях Tate Modern (Лондон), MoMA Library (Нью-Йорк), Музея современного искусства «Гараж» (Москва), Музея AZ (Москва), Музея современного искусства ART4 (Москва), Фонда современного искусства RUARTS (Москва), Центра современного искусства им. Сергея Курехина (Санкт-Петербург), Музея сновидений Зигмунда Фрейда (Санкт-Петербург), Библиотеки книжной графики (Санкт-Петербург), Нового музея Аслана Чехоева (Санкт-Петербург), Фонда поддержки и развития современного искусства Limonov Art Foundation (Санкт-Петербург) и др.
Нестор Энгельке
Художник, представитель академической фамилии художников и историков искусства. Выпускник Академии художеств. Работает в авторской технике «деревописи», где основным материалом является дерево, а инструментом для рисования – топор. Художник создает рисунки, вырубая на деревянной поверхности эффект «обратного» рельефа.
Проходил стажировки и участвовал в международных проектах, включая биеннале «Манифеста 10» (2014). Сооснователь группы «Север-7». Участник премии Present Continuous 2018 фонда V-A-C совместно с Музеем современного искусства Антверпена (M HKA Antwerp). Работы находятся в коллекциях Музея современного искусства Антверпена, Государственного Русского музея и Музея искусства Санкт-Петербурга.
Энгельке называет себя «членом Общества вольных лесорубов» и использует термины «протоживопись» и «протоскульптура», в которых заложено стремление к истокам искусства – поискам первоисточников, что стало делом всех участников «Севера-7».
Дмитрий Белкин
Куратор, историк искусства. Куратор выставочных проектов в Доме культуры «ГЭС-2». Автор выставочных проектов в Доме Наркомфина, галерее «ГРАУНД Солянка», Уральском филиале Государственного музея изящных искусств им. А.С. Пушкина, галерее «Синара Арт» и др. Публиковался в изданиях Артгид, Объединение и др.