Код искусства

Выставка работ, созданных с помощью искусственного интеллекта
18 ДЕКАБРЯ – 6 ФЕВРАЛЯ 2022
12:00 – 22:00
300
о выставке
Способен ли искусственный интеллект творить? Есть ли у него собственная «муза» и откуда берутся создаваемые им образы? И сможет ли машина по качеству создаваемого контента приблизиться к человеку? Компания NAUMEN отмечает свое 20-летие и дарит всем, кому интересны эксперименты в творчестве, выставку «Код искусства». В ее рамках мы попытались собрать самые яркие примеры образов, порождаемых компьютером, а также совместного творчества человека и машины. Куратором выступает Елена Никоноле — медиахудожница, работающая в области гибридного искусства и искусственного интеллекта.
Другой взгляд на искусственный интеллект
Проводя международную выставку «Код искусства», мы исследуем феномен нейросетей средствами и языком современного технологического искусства. Мы рассматриваем искусственный интеллект как инструмент и философский концепт, а также анализируем его влияние на человека и общество. Массовая культура предлагает шаблонный образ: «сильный» искусственный интеллект, имеющий способность мыслить и осознавать себя как отдельную личность, выступает антагонистом человечества, пытается преодолеть несовершенный, устаревший человеческий разум. Однако сегодня даже «слабый» ИИ, способный решать лишь узкий круг задач, представляет собой более сложное в этическом смысле явление, чем образ, представленный в массовой культуре.
Искусство глазами машины
Нейросети, лежащие в основе ИИ, применяются во многих, очень разных областях: от IT и бизнеса до медицины и образования, дизайна и искусства. Конечно, несмотря на свою универсальность, алгоритмы машинного обучения имеют ряд ограничений и «предубеждений», усвоенных из данных. Тем не менее, искусственный интеллект уже влияет на то, что происходит в физическом мире, и становится инструментом для эффективных методов управления.

Мы предлагаем разные взгляды на искусственный интеллект: от экспериментов с эстетикой и возможностями нейросетей до алгоритмов распознавания лиц и оценки влияния нейросетей на человека и общество. У нас представлены как проекты мировых звезд медиа-искусства, ранее не демонстрировавшиеся в России, так и произведения молодых художников, работы исследователей и энтузиастов, экспериментирующих на стыке искусства и технологий.
Инициатор выставки
Компания Naumen, российский производитель ПО и облачных сервисов, технологический партнер в цифровой трансформации для бизнеса и органов власти. Выставка «Код искусства» является частью серии мероприятий в честь 20-летнего юбилея компании.
Куратор выставки
Елена Никоноле
медиахудожница, независимый куратор и преподаватель
Области интересов — гибридное искусство, биосемиотика и искусственный интеллект. Участвовала во множестве выставок и фестивалей, среди которых Ars Electronica Festival, AI-music Festival, CTM Festival (Берлин), Open Codes (ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ), You and AI (в Афинах и Риме) и др. Преподает в Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и магистерской программе Art & Science ИТМО.
Елена Никоноле
медиахудожница, независимый куратор и преподаватель
Области интересов — гибридное искусство, биосемиотика и искусственный интеллект. Участвовала во множестве выставок и фестивалей, среди которых Ars Electronica Festival, AI-music Festival, CTM Festival (Берлин), Open Codes (ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ), You and AI (в Афинах и Риме) и др. Преподает в Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и магистерской программе Art & Science ИТМО.
ФАКТЫ об искусстВенном интеллекте
ХУДОЖНИКИ
Анна Шустикова
подробнее
Владан Йолер
подробнее
Маттео Паскуинелли
подробнее
Марио Клингеманн
подробнее
Иван Неткачев
подробнее
Юрий Кузнецов
подробнее
Анна Ридлер
подробнее
Мушон Зер-Авив
подробнее
Юлия Вергазова, Николай Ульянов
подробнее
Никита Прудников
подробнее
Entangled Others
подробнее
Елена Никоноле
подробнее
Алексей Тихонов
подробнее
Андрей Клименко
подробнее
Ника Пешехонова
подробнее
ОПИСАНИЕ РАБОТ
В рамках мультимедиа-инсталляции система наблюдает за структурой кристалла и генерирует с помощью нейронных сетей вымышленные карты, подсмотренные в оптических искажениях минерала.
Codex Virtualis Genesis
Interspecifics (Мексика)
В проекте арт-группы Interspecifics нейросеть создает новые формы жизни на основе датасета, состоящего из живущих на земле микроорганизмов-экстремофилов, потенциально способных выживать в космических условиях, а также виртуально смоделированных организмов на основе клеточных автоматов. На втором этапе проекта художники при помощи искусственного интеллекта моделируют, как эти формы жизни будут мутировать и эволюционировать в космическом пространстве при воздействии на них таких условий, как экстремальная нехватка воды и космическая радиация.
manifesting latent space
Роман Солодков (Россия)
Инсталляция представляет собой интерактивный интерфейс, который в игровой форме дает зрителям доступ к скрытому пространству нейронной сети. В этом пространстве находят свое отражение разные формы предвзятости и идеологические артефакты, заложенные в тренировочном массиве данных. Художник создает тактильный способ взаимодействия с этим пространством: при перемещении красного шарика нейросеть отражает перемещения внутри латентного пространства в виде изменения видеоряда.
remote_access
Евгений Круглов (Россия)
Медиаинсталляция представляет собой аналитический оммаж, связывающий работу «Парижские слежки» Софи Калль и методы сбора персональных данных. В течение месяца автор удаленно подключался к устройствам пользователей, чтобы делать фотографии и собирать аудиозаписи. Из полученных данных был сформирован датасет, на основе которого была натренирована генеративно-состязательная нейросеть.

В работе представлен путь, ведущий от реальных фотографий со взломанных телефонов до изображений, созданных искусственным интеллектом.
Машинное обучение, 3d печать, AR, видео
Sole Soil
Юлия Вергазова, Николай Ульянов (Россия)
Основной интерфейс коммуникации между человеком и почвой - следы и вмятины, оставляемые подошвами нашей обуви. Эти тактильные взаимодействия могли бы стать более осознанными и оздоравливать почвенные слои. Sole Soil предлагает подбор оптимальной конфигурации форм подошвы, учитывающей индивидуальные потребности и проблемы разных типов почв. Вступая в режим диалога с чувствительной поверхностью Земли, проект подготавливает условия для радикальной трансформации наших отношений с окружающими ландшафтами — от экстрактивных и эксплуатирующих к бережным и заботящимся.
Остановка света
Иван Неткачев (Россия)
Нейросеть StyleGAN2, натренированная на изображениях церквей, переучивается на датасете из внутриигровой фотографии. В результате реальная архитектура смешивается с идеальными цифровыми формами. Однако процесс обучения остается незавершенным: изображения замирают между реальностью и GTA San Andreas. Шпили церквей смотрят в небо, которого никогда не было...
text2pixelart
Алексей Тихонов (Россия)
Проект text2pixelart исследует возможности использования комбинации свежих нейросетевых архитектур (CLIP, diffvg) для автоматической генерации изображений и видео на основе текстового запроса. Автор применяет этот инструмент для создания короткой анимации в стиле пиксель-арт, беря за основу такие эффекты как бесконечная панорама, фрактальная детализация или параллакс. Визуальность проекта отсылает к эстетике ранних компьютерных игр, субкультуре компьютерного искусства demoscene и цифрового фольклора.
Нормализующая машина
Мушон Зер-Авив (Израиль)
Интерактивный проект «Нормализующая машина» в игровой форме предлагает посетителям выставки определить, кто из людей на фото выглядит более «нормальным». В результате зрители обучают нейросеть определять «нормальность» человека. Однако на последнем этапе нейросеть сможет вычислить, насколько «нормальным» является сам зритель. Таким образом авторы исследуют опасный потенциал искусственного интеллекта.
Зловещее зеркало (Uncanny Mirror)
Марио Клингеманн (Германия)
В этом интерактивном проекте нейросеть обучается в процессе взаимодействия со зрителями выставки, создавая затем их искаженные движущиеся портреты на основе изображений всех предыдущих посетителей, подходивших к работе. Данный проект в интерактивном формате исследует характерную эстетику нейронных сетей.
You can touch, You can play
Анна Шустикова (Россия)
В серии скульптур, созданных с помощью 3D-печати, художница исследует искажения, встроенные в процесс работы нейросетей. В качестве примера используется нейросеть CLIP, основанная на алгоритме OpenAI, способном генерировать изображение по его описанию. Образы, связанные с изображением женщин, проявляют процесс репродуцирования алгоритмами стандартов красоты, основанных на мужском взгляде на женское тело.
Faces2Voices
Елена Никоноле, Никита Прудников (Россия)
Проект основан на исследовании, в котором ученые с помощью нейронной сети генерируют изображение лица человека на основе семпла его речи. Художники переворачивают этот процесс и с помощью ИИ генерируют воображаемые голоса людей на основе алгоритмов распознавания лиц.

Посетители выставки могут сгенерировать свои голоса – каждый голос добавляется в алгоритмическую музыкальную композицию, своеобразный хор, меняющийся со временем в зависимости от количества участвовавших в проекте.
Нейросказки
Фарит Галеев (Россия)
Интерактивная инсталляция предлагает посетителям выставки повзаимодействовать с искусственным интеллектом: они могут сказать в микрофон любую фразу, а искусственный интеллект ее продолжит и сгенерирует видео на основе полученного текста.
Нооскоп
Матео Паскуинелли (Италия), Владан Йолер (Сербия)
Проект рассматривает искусственный интеллект через метафору оптического инструмента, объясняя базовые принципы работы нейросетей, а также показывая, как искажения и аберрации на различных этапах могут накладывать отпечаток на работу нейронной сети, приводя к неточностям и ошибкам.
Циркадное цветение (Circadian Bloom)
Анна Ридлер (Великобритания)
Это инсталляция, которая показывает время через цветы. Художница была вдохновлена концепцией цветочных часов Карла Линнея – идеей сада, который показывает время через циркадные ритмы растений. В своей работе Анна Ридлер демонстрирует цветы, которые обладают способностью ощущать время и цветут в определенное время дня. Проект приглашает зрителя поразмышлять о других, нечеловеческих способах определения времени и о том, как концептуально работает время.

AquA(I)formings

Entangled Others (Аргентина-Норвегия), Робертина Себьянич (Словения)

Совместная работа Entangled Others (София Креспо + Фейликан Маккормик) и Робертины Себьянич.
Мероприятия
Другое состояние живого
Перформанс
22 января, 18:00

Саша Сереченко и Катя Пряник

В перформансе видео и аудио нарратив генерируется на лету из артефактов транформаций аналогого в цифровое и наоборот. Арт-дуэт Gray Cake использует нейросетевые алгоритмы и кастомные луперы для реализации этого преобразования, в котором бытовые объекты и их визуальные и акустические свойства становятся исходным материалом.
Сеанс глубокого слушания
'They' is here и артист-ток
29 января, 19:00

Никита Прудников + Настя Толчнева Lovozero

Основной целью художников в этом проекте было исследование латентного пространства тембров между человеческим и животным. Результаты исследования будут представлены в виде воображаемых полевых записей, синтезированных с применением различных техник машинного обучения.
InsideOut
Перформанс
5 февраля, 18:00

Авторы:
Егор Звездин, Марина Музыка, Мария Купцова, Морган Корольков, Татьяна Зобнина, Илья Домнинс
Исполнители:
Наталья Учитель, Дмитрий Стопичев, Илья Измайлов
Продюсер:
ArtMix (Егор Звездин и Марго Бор)
Сотрудничество:
Aizek

Inside Out – это исследовательский проект, в основе которого лежит изучение эмоций музыканта в момент исполнения музыкальной композиции. Это перформанс, в котором индивидуальность музыканта становится равноценной частью произведения, создавая уникальную аудио-визуальную композицию. Это попытка раскрыть сознание слушателей другим взаимосвязям, не теми, что возникают обычно.
Команда исследует современные медиа-технологии в музыкальном перформансе. На музыкантах в процессе игры закреплены специальные сенсорные нейродатчики. Информация об электрической активности мозга музыкантов визуализируется в динамические цифровые полотна, сгенерированные нейронными сетями. Авторы используют StyleGan2-модель генеративно-состязательной сети для создания визуального образа, коррелируя музыкальные композиции с художественными композициями тех же годов. В ходе исполнения произведения мы можем наблюдать за тем, как меняется эмоциональный фон музыкантов в процессе игры на инструментах. Эмоции каждого музыканта влияют на визуальный ряд, создавая общую визуальную композицию.
Выставка в рамках параллельной программы Первой Международной биеннале «Искусство будущего» / Art for the Future
Инфопартнёры