12:00 – 22:00
500

Фильм художника

Дарья Плохова
Видео-тренажер: «Расширенное зрение» в локальных обстоятельствах»
Видеоперформанс, 2024
26.02 – 22.04.2025
ФИЛЬМ ХУДОЖНИКА
Программа авторских работ в новом жанре
Современное искусство развивается с такой скоростью, что периодически возникает ситуация, когда не совсем ясно, к какому жанру отнести то или иное произведение. Так, между видео-артом, игровым кино и документальным, анимацией, слайд-шоу и даже фильмами, созданными при помощи ИИ, пролегает слой произведений, авторы которых не режиссеры и не сценаристы, а художники.

Размышляя над тем, как определить это направление, куратор Катя Бочавар провела аналогию с книгой художника, включающей в себя все возможности жанров — от рукописных фолиантов до фото-зинов, в зависимости от задумки автора. Так появился проект в новом жанре — «Фильм художника».

Программа обновляется с каждым выставочным блоком. Постоянным местом проведения является пространство минус-первого этажа ГРАУНД Солянки.
Видеоперформанс Дарьи Плоховой вдохновлен концепцией «расширенного зрения» Михаила Матюшина. В середине 1920-х годов художник и композитор Михаил Матюшин в контексте «психофизиологии зрительного восприятия» исследовал способы расширения и перенастройки восприятия. Для освоения практики «расширенного зрения» Матюшин вместе со студентами ГИНХУКа — Государственного института художественной культуры, ходил по улицам Ленинграда, приучая их «охватывать предмет глазами, словно руками» и «дополнять» движения пешеходов глазами относительно собственного движения посредством так называемого «бокового» зрения. На необходимость расширять восприятие Матюшин указывает в своем «Справочнике по цвету»: «Для того, чтобы получить понятие о связи вещей в их взаимоотношении к среде, необходимо привлечь к действию не только желтое пятно, но и периферические части сетчатки. Это особо необходимо для восприятия движения. Понятно, что требование быстрой ориентации среди быстродвижущихся предметов требует обязательного использования этого второго способа, т.е. периферического зрения… Только сознательно разделяя их, мы овладеваем в полной мере предоставленными нам природными возможностями. Этот акт сознательного распоряжения центральным и периферическим зрением в одновременном усилии смотрения мы называем "расширенным зрением". Расширенное зрение дает в ощущении понятие связи вещей и отношение их в среде…» (М. В. Матюшин, «Закономерности изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету», стр.17)

Видео-тренажер зрительного восприятия окружающего мира Дарьи Плоховой инициирован Никитой Спиридоновым — во время подготовки текущей выставки в ГРАУНД Солянке «Вперёд, к Злотникову!» куратор вдохновился практиками Михаила Матюшина.
О работе над проектом ее автор, Дарья Плохова, рассказывает:
«Я — хореограф, мне близки практики, расширяющие ощущения в их телесном измерении (проприоцепция), однако формат видео наложил свои ограничения — поэтому тренировать мы будем больше зрение. Но микро-хореографирования нам не избежать.
Видео-тренажер предлагает узнаваемый городской маршрут, а именно — путь, который, я думаю, проделал сейчас каждый из вас — от Китай-города до галереи-мастерской ГРАУНД Солянка. Таким образом, видео обращено к реальному, уже случившемуся опыту, а также намекает на проведение самостоятельной работы после просмотра тренажера в аналогичной среде.
В результате визуального исследования пути было отобрано несколько локальных сюжетов для тренировки. Каждая остановка на маршруте — это момент, когда привычное восприятие переворачивается с ног на голову: фон становится объектом, объект — фоном, плоскости обретают или теряют глубину, контур вызывает вопросы. Хотя поверхность экрана не позволяет полноценно «включить» периферическое зрение, тем не менее дает некоторые способы регулировать зрительный фокус. Сама камера не стремится заменить зрение, но скорее ритмизирует практику, выделяя моменты отдыха и игры собственно зрительского фокуса».
Автор