12:00 – 22:00
500

Фильм художника

Лера Лернер
«С каждым разом всё круглее. Родственнее. Разобщённее»
Перформативная лекция-интервью, 2020
4.07 – 7.09.2025
ФИЛЬМ ХУДОЖНИКА
Программа авторских работ в новом жанре
Современное искусство развивается с такой скоростью, что периодически возникает ситуация, когда не совсем ясно, к какому жанру отнести то или иное произведение. Так, между видео-артом, игровым кино и документальным, анимацией, слайд-шоу и даже фильмами, созданными при помощи ИИ, пролегает слой произведений, авторы которых не режиссеры и не сценаристы, а художники.

Размышляя над тем, как определить это направление, куратор Катя Бочавар провела аналогию с книгой художника, включающей в себя все возможности жанров — от рукописных фолиантов до фото-зинов, в зависимости от задумки автора. Так появился проект в новом жанре — «Фильм художника».

Программа обновляется с каждым выставочным блоком. Постоянным местом проведения является пространство минус-первого этажа ГРАУНД Солянки.
«С каждым разом всё круглее. Родственнее. Разобщённее»* — перформативный спекулятивный образовательный курс о возможности/невозможности понять и почувствовать, как видят мир нечеловеческие существа. Онлайн-курс был разработан художницей Лерой Лернер в 2020 году для образовательной платформы «Ближе» — временного проекта ярмарки Cosmoscow, возникшего в ответ на пандемийные ограничения.

* Строка из стихотворения Пауля Целана «Склон», перевод с немецкого Ал Пантелят
Операторы: Лера Лернер, Илья Гришаев, Катя Гранова, Нестор Энгельке, Наталья Тихонова.
Одним из результатов онлайн-курса стала серия видео-интервью с петербургскими художниками, у которых есть творческие альтер-эго в виде нечеловеческих существ. В числе других Лера взяла интервью у Гриба (Федор Хиросигэ) и Дерева (Нестор Энгельке). Сама художница задает вопросы от имени Новообразования — сущности, которая проходит через множество органических барьеров и может возникнуть у разных организмов.

В рамках своих лекций-интервью Федор Хиросигэ и Нестор Энгельке рассказывают о том, как устроена их жизнь — частная, семейная, общественная, творческая, делятся своими представлениями о мироустройстве и смысле существования. В игровом ключе квази-образовательный проект Лернер иронизирует над популярным представлением о художнике как о представителе другого, буквально биологического, вида. Парадоксальным образом, перформанс с переодеванием, игровая идентичность и органическая метафорика, используемая героями видео, позволяет начать абсурдистский, но одновременно крайне искренний диалог о персональной художественной практике и частных человеческих переживаниях в период пандемии.
Автор