День бытия

4 ноября 2023
18:45 (МСК)
По входному билету в галерею

Клуб Персимфанса, второе собрание.
Фильм-концерт в рамках Ночи Искусств, посвященный русскому и французскому композитору Ивану Вышнеградскому

О МЕРОПРИЯТИИ
В 2022 году, спустя 105 лет после написания, Персимфанс исполнил российскую премьеру «Дня Бытия» Ивана Вышнеградского, одного из пионеров четвертитоновой* музыки. В ноябре 1916 года Вышнеградский пережил, по его словам, невероятный духовный опыт. Именно тогда он поставил перед собой цель «создать произведение, способное пробудить в каждом дремлющие силы космического Сознания».

Это сочинение (в ранних вариантах — «День Брахмы») стало «исповедью» композитора и определило его последующий творческий путь. «Я есть “День Бытия”, и “День Бытия” есть я. Это равным образом относится ко всему человечеству. Такая идентификация всего со всем, переживаемая непосредственно, идентична смыслу космического сознания». (Иван Вышнеградский)

Клуб Персимфанса представляет фильм-концерт, снятый во время премьеры «Дня Бытия» в Суздале на фестивале «Человек Мира» в поле между Покровским и Спасо-Ефимиевским монастырями. В действии принимало участие около 100 музыкантов Персимфанса и хор из нескольких десятков чтецов.


* Четвертитоновая музыка — музыка, написанная в звуковой системе, основанной на делении октавы на 24 равных интервала в четверть тона вместо обычных 12 полутонов. Четвертитоновую систему начали разрабатывать арабские музыканты XVIII века. По другим сведениям, похожая на четвертитоновую звуковысотная система была у древних греков.
Программа вечера Клуба
— Исполнение Медитации на две темы из «Дня Бытия» Ивана Вышнеградского для виолончели и фортепиано
— Показ фотографий из личного архива Вышнеградского
— Разговор об идеях и поисках композитора

— Показ фильма

Персимфанс
Первый симфонический ансамбль Моссовета, или Персимфанс был основан по инициативе выдающегося скрипача Льва Цейтлина в 1922 году. Он стал первым в истории академической музыки оркестром без дирижера и быстро завоевал мировую славу одного из лучших симфонических коллективов своего времени, просуществовав до 1932 года. Исторический Персимфанс, преодолев традиционную форму и изменив сам образ существования симфонического оркестра, способствовал стиранию границ между исполнителем и слушателем. В результате такого подхода возникло единство коллектива, образовалось равенство его участников и закрепилось умение музыкантов работать в практически любых пространствах, позволив вовлечь публику с любой степенью музыкальной подготовленности.

В 2009 году по инициативе Петра Айду Персимфанс продолжил свою деятельность. В современных условиях Персимфанс оказывается, возможно, еще более актуальной формой творческого взаимодействия, устанавливающей горизонтальные связи и внутри коллектива и со своими слушателями, инициируя новый опыт исполнения и восприятия музыки. Современный Персимфанс продолжает традиции своего предшественника — ансамбль играет без дирижера, в любом составе, а количество музыкантов может достигать ста пятидесяти и больше исполнителей. Важнейший принцип существования ансамбля — постоянная смена ролей, при которой лидерство без доминирования перемещается между разными музыкантами.

УЧАСТНИКИ
  • Пётр Айду
    Пианист, исполнитель на исторических клавишных инструментах, преподаватель Московской консерватории
    Подробнее
  • Ольга Дёмина
    Музыкант
    Подробнее
  • Константин Дудаков-Кашуро
    Исследователь, куратор
    Подробнее