— Музыкальный язык можно освоить. А можно ли научиться импрову? Или склонность к нему должна «жить» в музыканте изначально?
— Я не ограничиваю импров только музыкой. 2020 год очень хорошо показал, что сейчас настало время импровизаций во всем. У меня импров — это стиль жизни, поток, в котором я обитаю, мне в нем классно. Человек всему может научиться на каком-то базовом уровне, тем более владению инструментом. Это ремесло: ты освоил сольфеджио и ритмику, выучил, где какая нота, научился ее издавать красиво на своем инструменте. Импров — это другое. Тут надо начать с определения, потому что в российских музыкальных кругах существует заблуждение, будто импровизация противопоставляется композиции. Из-за того, что многие так думают, у них получается неинтересная музыка. На самом деле, импровизация — это создание композиции в реальном времени. Ты ее и сочиняешь, и исполняешь одновременно. То есть ты настолько круто должен понимать, что такое композиция, как она строится, что тебе не надо сидеть и выписывать партитуру, ты можешь это делать в процессе. Некоторые считают, что для импровизации нужно быть нереальным музыкантом, уметь играть во всех стилях. Это и так, и не совсем так. Если ты всё умеешь играть, можешь на своем инструменте выразить всё, что угодно, ты с любым музыкантом сможешь сделать классную музыку — вы вместе построите композицию. Но, кроме этого, важен вкус, наслушанность и владение композиционными навыками.»