Опыт исследования запредельного

Концерт–диалог для виолончели и контрабаса
1000
27 АПРЕЛЯ 2024
20:00 (МСК)
О Концерте
Тема концерта — исследование трансцендентального. Существует два противоположных метода, позволяющих выйти за пределы паттернов обыденного. Первый — интуитивный, избегающий логическое начало, связанный с эмпирическим познанием, медитацией или другими духовными практиками. Второй — максимально рациональный, научный, когда всё можно измерить и рассчитать, довести до абсолюта. На концерте–диалоге мы исследуем два этих начала в музыке через произведения европейских и российских композиторов второй половины 20 и 21 веков.

Мистический путь познания трансцендентального выбрали такие авторы как Джачинто Шельси, с его идеей максимальной концентрации сознания на звуке, как в тибетской ритуальной музыке; Кайя Саариахо, приглашающая услышать в звучании бестелесных обертонов тонкие планы бытия; Сальваторе Шаррино, предлагающий размышление на вопросы, где начинается и заканчивается слышимое, и как из мира метафизического звук прорывается в мир реальный.
Главенство логики и структур выбрал композитор, он же инженер и ученый-технолог, Франко Донатони, намеренно стирающий индивидуальность музыкального материала и связность формы, а также Янис Ксенакис, работавший с алгоритмическим подходом, сочиняя произведения при помощи формул, физических законов и геометрического 3D-моделирования.

Сочетает противоположности в своем подходе Альфред Шнитке, математически выстраивая форму, обращается при этом к духовному жанру Гимна, а также Антон Изгагин, исследующий тему зарождения сознания внутри искусственного интеллекта в пьесе Diality, написанной специально для этого концерта.
Программа
Джачинто Шельси
Et maintenant c'est à vous de jouer (1974)
(российская премьера)

Антон Изгагин
Diality (2024)
(мировая премьера)

Клаус Ланг
Ägäische eisberge (2006) для виолончели соло
(российская премьера)

Сальваторе Шаррино
Esplorazione del bianco l (1986) для контрабаса соло
(российская премьера)

Франко Донатони
Ala (1983)
(российская премьера)

Кайя Саариахо
Spins and Spells (1996) для виолончели соло

Стефано Скоданиббио
E\Statico (1983) для контрабаса соло
(российская премьера)

Янис Ксенакис
Roscobeck (1996)
(российская премьера)

София Губайдулина
Прелюдия № 6 Flagioletti (1974) для виолончели соло

Альфред Шнитке
Гимн II (1974)
Исполнители