Найди еврея. 3D-повесть

Что такое советский еврей?
Или, хотя бы, где конкретно его можно обнаружить?
Выставка-книга «Найди еврея» пытается ответить на этот вопрос. Куратор Анна Наринская написала 6 текстов-глав, посвященных советскому пониманию «еврейского»
Каждая глава-инсталляция располагается в отдельной комнате и снабжена цифровыми «иллюстрациями» с артефактами послевоенной советской культуры.
15 сентября – 11 октября 2020
12:00 – 22:00 (МСК)
НАЙДИ ЕВРЕЯ
3D-ПОВЕСТЬ
15 СЕНТЯБРЯ – 11 ОКТЯБРЯ 2020
12:00 – 22:00
Что такое советский еврей?
Или, хотя бы, где конкретно его можно обнаружить?
Выставка-книга «Найди еврея» пытается ответить на этот вопрос. Куратор Анна Наринская написала 6 текстов-глав, посвященных советскому пониманию «еврейского»
Каждая глава-инсталляция располагается в отдельной комнате и снабжена цифровыми «иллюстрациями» с артефактами послевоенной советской культуры.

о выставке

Известно определение евреев как «главной тайны Советского Союза». Эта таинственность связана с их неуловимостью, точнее, неопределимостью. За десятилетия советского государственного антисемитизма «еврейское» превратилось в субстанцию существующую одновременно нигде и везде.

Профессор А. В. Блюм, изучавший советскую цензуру, писал: «Историки расходятся во мнении по поводу того, когда именно начался в СССР официальный, инспирированный сверху антисемитизм (что касается бытового, то здесь они более или менее едины: он существовал всегда — то в смягченном, скрытом виде, то принимая довольно жесткие формы в связи с конкретной исторической ситуацией).

Одно можно сказать с уверенностью – после короткого периода «политики интернационализма» 1920-х, начиная с середины 1930-х годов и вплоть до горбачевской перестройки советская цензура усердно вымарывала отсылки на еврейскую культуру, быт и религию из искусства и литературы, периодами ненадолго ослабляя хватку вслед за колебаниями генеральной линии партии, чтобы затем опять повысить бдительность, доходя до параноидального выискивания шестиконечных звезд в учебниках по начертательной геометрии, узорах ситца и бумажных обоев.

Если нельзя открыто обращаться к еврейской культуре, то почему не делать это тайно? Так, еврейские (да и не только еврейские) писатели, поэты, композиторы и кинематографисты стали «замаскированно» цитировать в своих произведениях еврейскую культуру и религию, использовать неочевидные для цензоров аллюзии и заимствования. Такая «контрабанда» еврейской культуры оставила значительный след во вполне официальной советской культуре – от любимых миллионами песен, детских мультфильмов и кинофильмов до «высокой» прозы и поэзии, симфонической музыки и живописи.
АННА НАРИНСКАЯ ПРИГЛАШАЕТ
НА ВЫСТАВКУ
АННА НАРИНСКАЯ ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
экспозиция
КУРАТОРЫ
ДИЗАЙНЕР
ИГОРЬ ГУРОВИЧ

КУРАТОРы

ДИЗАЙНЕР
Выставка создана при поддержке
благотворительного фонда «Российский еврейский конгресс»
Российский еврейский конгресс (РЕК) — крупнейшая светская еврейская организация России, благотворительный фонд, член Всемирного еврейского конгресса (ВЕК). Создан в 1996 году. Главная задача РЕК — укрепление и развитие еврейских общин России, сохранение еврейской самоидентификации. За годы своей работы РЕК осуществил 777 благотворительных проектов в 52 городах России и выработал системный подход к
еврейской благотворительности в России.