Спектакль объединяет исторические материалы о малоизвестных экспериментах в искусстве раннего советского периода и современные мультимедийные технологии театра и перформанса. Погружая зрителя в танцевальную эстетику, не получившую развития в советской истории, спектакль создает пространство для рефлексии советского наследия за рамками существующих дихотомий.
Эта работа — перформативное измерение одноименного многолетнего проекта танцевального кооператива Айседорино горе.
Спектакль «Советский Жест» — не реконструкция исторических постановок, а переработка/ресайклинг исторического материала в актуальные смыслы и практики.
Переплетение физического и онлайн присутствия танцовщиц оформлено авторским видеорядом лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Алексея Наджарова. Визуальные решения, отсылающие к русскому авангарду, частью которого являлись исследования и практика Хореологической лаборатории, интегрируются с перформативным действием и составляют основу художественной ткани спектакля.
Композитор Олег Макаров написал для спектакля авторскую музыку в стиле минимализм: электроника с элементами стилизации.
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
Первый эскиз спектакля был создан в резиденции Black box Центра им. Мейерхольда в 2017–2018 гг. Этот опыт развернул интерес художниц в сторону более внимательного изучения архивных материалов Хореологической лаборатории — подразделения Академии Художественных наук, которая существовала в Москве в эпоху НЭПа. В 2019–2020 гг. при поддержке направления «Полевые исследования» Музея современного искусства «Гараж» был осуществлен этап архивного исследования с последующей лабораторией Опыты Хореологии. Результатом этого этапа стало издание Руководства по практическому применению танцевального архива «Опыты хореологии» или «Куда нас завел Советский жест». Это гибридное издание является и документацией работы лаборатории, и подробной инструкцией, о том как танцевать исследовательски.
Выпуск спектакля состоялся в ноябре 2020 г. в онлайн-формате при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей Российской Федерации и Культурного центра ЗИЛ
СПЕКТАКЛЬ в записи
Оставьте свой e-mail, чтобы получить письмо со ссылкой на запись спектакля
Кооператив учрежден в 2012 выпускницами магистратуры Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Сашей Портянниковой и Дашей Плоховой — программа «Художественные практики современного танца»
Даша и Саша исследуют формы и режимы кооперативного танца, которые позволяют им продолжать телесные приключения в обстоятельствах меняющихся реальностей. В 2012 году манифест кооператива завершался заявлением о желании «достичь того уровня непредсказуемости и абсурда, которые демонстрирует наше правительство», текущая версия предрекает «освобождение внутренних органов от концепций, а миофасций от политики гегемонов».
Саша и Даша реализуют свои политические взгляды через совмещение маргинализированных практик работы в муниципальных учреждениях с осуществлением проектов о советском наследии в модных арт-институциях.
Сотрудничали с Музеем современного искусства «Гараж», культурным центром ЗИЛ, фондом V-A-C, студией перформативных искусств «Сдвиг», площадками «Скороход», «Боярские палаты», выставочными пространствами «Манеж», «Рабочий и Колхозница», галереей-мастерской ГРАУНД Солянка, центром имени Вс. Мейерхольда. Получили грант СТД, участвовали в международных и междисциплинарных проектах, становились интертейментом на вечеринках и инсталляциями на выставках.
Алексей Наджаров
Композитор, музыкант, разработчик, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Лауреат и участник многочисленных конкурсов и фестивалей, в том числе конкурса импровизаторов Московской консерватории. Сочинения Алексея исполнялись ансамблями «Студия новой музыки», МАСМ, eNsemble, Ereprijs (Нидерланды), Ensemble Multilatérale (Франция), Alter Ego (Италия), Ensemble Modern (Германия).
Олег Макаров
Композитор, саундартист, медиахудожник, разработчик аппаратно-программных интерактивных систем и инструментов.
Автор музыки различных стилей и направлений, в том числе камерной инструментальной, вокальной, электроакустической. С 2006 года пишет музыку к радиоспектаклям. С 2004 года участвует в международных фестивалях, выставках современного искусства как композитор, автор мультимедийных интерактивных инсталляций и перформансов, многоканальных алгоритмических звуковых инсталляций.
Регулярно выступает на ведущих экспериментальных сценах как автор и исполнитель композиционно-импровизационной электроакустической музыки. Занимается экспериментами на пересечении различных видов искусства с радиоэлектроникой, программированием и прочими смежными областями. Исследует алгоритмы взаимодействия звука, движения и видео в интерактивных графических системах программирования. Сотрудничает с театрами в качестве саунд- и медиахудожника, композитора. Активно занимается преподавательской деятельностью.
Полина Пхор
Театральный куратор, театровед, драматург.
Закончила ГИТИС в 2019 году с дипломной работой на тему заимствования современным театром ритуальных практик традиционных обществ. Арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Параллельно в рамках фестиваля курирует программу экспериментальной драматургии fringe. Участник лаборатории «практика постдраматурга». Куратор драматургической мастерской в рамках резиденции Переделкино 2020. Драматург проектов She will find solace, «Покорение» проекта TEATRUM 2020/2021, «Золотая маска». Один из кураторов резиденции для молодых хореографов современного танца ЗИЛ.