И это пройдет


О свойствах повседневных воспоминаний и как ценить то, на что раньше ты не особо обращал внимание,— фотокнига Евгении Соломатиной.

«Фотография всегда скрывает больше, чем показывает»,— писала американская мыслительница и исследователь фотографии Сьюзен Зонтаг. Мы почти никогда не знаем подробный контекст, в котором сделан чужой снимок. Но, попадая в зону наших воспоминаний и чувственного опыта, имидж неожиданно может отозваться для нас тысячей разных впечатлений. Запах свежей травы знойным летом, спасительный холод воды, отражение уходящего солнца в пряди волос — эти моменты откладываются у нас в памяти отнюдь не только как фотографические изображения, они являются воспоминаниями памяти коллективной.
Евгения Соломатина

Евгения Соломатина живет в Москве и уже семь лет занимается фотографией. Она закончила Московскую школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко (курс Марго Овчаренко), часто работает с альтернативными фотопроцессами.
«И это пройдет» (This Too Shall Pass) — фотокнига, которую художница начала создавать вскоре после рождения дочери. С одной стороны, это история очень личная: снимки не только фиксируют взросление ребенка, но и помогают автору осмыслить метаморфозы своего собственного восприятия. Повседневные явления и ситуации, запечатленные в книге, одновременно и счастливые и ностальгически-грустные. Они связаны не хронологией, а эмоциями и переживаниями, общей меланхоличной нитью. Фотография для Евгении — это не сбор гербария из деталей и воспоминаний, но попытка понять, как человек меняется, распознать момент, когда мы начинаем ценить то, на что раньше не особо обращали внимание, найти в моменте смены оптики красоту.
«Когда я снимаю, я думаю о том, вводит ли моя фотография зрителя в тот контекст, который знаком ему, подгружает ли она его личный опыт, откликается ли», — говорит Соломатина. Фотография, таким образом, функционирует здесь как некая универсальная машина рефлексии. И если воспоминания, как утверждал писатель Селин, это старые фонари, которые освещают личную темноту каждого, то снимки — это такие лампочки, которые можно в эти фонари вкручивать, чтобы они зажигались у каждого по-своему. В книге «И это пройдет» нарратив из фотографических впечатлений в итоге тоже приводит к свету, который озаряет все вокруг. В рамках проходящего в ГРАУНД Солянке Свет Феста этот проект приобретает дополнительную актуальность.
Фотограмма Евгении Соломатиной

Другой проект Соломатиной — серия ярких экспериментальных фотограмм. «Фотограммы — о том, что попадает в мое восприятие, внутри переваривается моими ощущениями и потом складывается в какую-то форму, а уже форма становится объектом», — говорит художница. Создание фотограмм, по словам автора, стало для нее своего рода медитацией: отпускаешь разум и творишь. То же самое может сделать и зритель, ищущий интерпретации.

Зато сами работы долго искать не надо — книги Евгении Соломатиной можно увидеть и приобрести в магазине галереи-мастерской ГРАУНД Солянка.

Роман Курашов