ВСЛУШИВАНИЕ

29.11.2024
19:00 (МСК)
1000

Курс лекционно-концертных мероприятий

О ПРОЕКТЕ
В сегодняшнем мире от любого происходящего явления мы ждем информационного сообщения. Невероятный поток информации в большинстве случаев делает нас «глухими» — заставляет слушать, но не слышать. Вслушивание — процесс, возвращающий нас к осознанному восприятию звука — не как информационному сообщению, но как самодостаточному, предельно абстрактному феномену.

Кураторы серии Георгий Орлов-Давыдовский и Тала Никитина построили программу таким образом, что она охватывает и образовательное и художественное направления. «Вслушивание» ставит своей целью практическое изучения границ и возможностей слушания. Мероприятия разделены по отдельным блокам. Каждый концерт уникален и посвящен определенному типу слушания или способу воспринимать аудиальную информацию, но все объединены следующими темами — изменения опыта слушания и отношений между звуковым, телесным и визуальным восприятиями; введения новых границ, связи среды и контекста со слушанием на уровне уха и тела, а также с текстовой интерпретацией.
Блоки будут начинаться небольшой вводной лекцией с последующей звуковой частью, представленной различными форматами: несколькими импровизационными сетами коллабораций артистов, работы с подготовленными заранее звуками, а в некоторых случаях посетителям будет предложено производить звук самим.

Наряду с тематическими лекциями и изучением различных практик слушания в мероприятия будут включены импровизационные и полуимпровизационные электроакустические выступления музыкантов и звуковых художников из различных социо-культурных сред Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Состав исполнителей подбирается кураторами под каждый конкретный блок. Посетителей ждут встречи с выпускниками, студентами и преподавателями ШР, SA)), ВШЭ, МИСиС, оркестром Московская Шумовая Мануфактура и другими специалистами в области теоретических и практических исследований звука.

Помимо работы со слушателями, курс предоставляет возможность профессионалам, людям, занимающимся работой со звуком, познакомиться и сотрудничать вместе и, вероятно, открыть новые точки соприкосновения в совместной настройке, выступая одновременно и слушателями и наблюдателями.
Мероприятия предполагают исследование разнообразных типов активного слушания и пассивного слышания посредством технологических, цифровых и медиа форматов, основными из которых являются многоканальные звуковые системы, различные аналоговые и цифровые устройства, гранулярный синтез, полевые записи, городские звуковые карты, гулы и шумы, проходящие через обработку, звуки механизмов, электронных и радиоустройств, голосов людей. Основные, представленные в программе жанры — lowercase, drone, ambient, microsound music, experimental, intelligent noise, concrete music, non-music, spoken word.

Отдельные события включают видеоряд и различные световые эффекты, о чем будет дополнительно объявлено в программе к каждому блоку.
Программа

29 НОЯБРЯ

19:00 – 21:30

«ГОРОДСКИЕ ХРОНОТОПЫ»
Концерт + Небольшой обзорный доклад
Заключительное, третье мероприятие второго блока в рамках курса лекционно-концертных мероприятий «Вслушивание»
I follow the river upstream, it is how I go into it. I have
my containment, a place to cross over. It is windy up
in the branches; my attitude.
Pernilla Berglund, Increasing (2013)
пер. со шведского Katherine Stuart
В этот раз кураторы лекционно-концертной серии «Вслушивание» представят две разнородные по своему формату и содержанию интерпретации практики «звуковой прогулки». В формате живого полуимпровизационного выступления продемонстрируют свои звуковые произведения две команды: одна — от студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ (направление «Саунд-дизайн и саунд-арт») и вторая — от отечественного field-recordings лейбла Okrujenie.

Практика звуковой прогулки в своем широком определении понимается нами как направленное считывание окружающей звуковой среды посредством специальных технических средств с определенной структурой (маршрутом). Запись прогулки позволяет в дальнейшем препарировать звуковые слепки прошлого в различных исследовательских и художественных целях. Полевые записи создаются как непосредственное отражение конкретного путешествия, фиксированной темпоральности, являясь документальными свидетельствами социальных и культурных процессов как живых так и уже ушедших людей. Благодаря принципам деконструкции и коллажа эти свидетельства заново оживают, развиваются в иных пространственных и временных категориях, но уже в условиях галерейного пространства.
Эндрю Борн в своей статье Soundwalking: Deep Listening and Spatio-Temporal Montage ссылается на исследователей Шенкса и Пирсона, которые описывают данный опыт в контексте картографии как «попытку зафиксировать и представить особенности местности посредством сопоставления и взаимопроникновения исторического и современного, политического и поэтического, фактического и вымышленного, дискурсивного и чувственного; это сочетания устных свидетельств, антологий, мемуаров, биографий, истории и всего, что вы когда-либо хотели бы сказать о том или ином месте». Эндрю Борн пишет, что через звуковые прогулки «открывается воображариум, посвященный нашему современному миру, в котором, например, непохожие друг на друга звуки уличного движения и грохота волн могут привести к творческим размышлениям о море, возвращающем город, о его будущем, далеком прошлом или какой-то параллельной вселенной… Звуковые прогулки позволяют одновременно пребывать в нескольких временах и местах, открывая порталы в воображаемые возможные миры».

Перед концертом Георгий Орлов-Давыдовский представит небольшой обзорный доклад о проблематике звуковой прогулки в современных исследовательских, музыкальных и художественных практиках.
Участники: Георгий Орлов-Давыдовский, Филипп Datura Metel, Jane Gorky, lovdeluxe, W ATE R, Алексей Толоконников, jetythefox, Toriyama Tokanawa, locatiomancer, Киноварь и Лазурь

Дирижер: Егор Ефремов
Мероприятие пройдет при поддержке Школы дизайна НИУ ВШЭ, лейбла Окружение и Московской Шумовой Мануфактуры.
Прошедшие встречи

25 ИЮЛЯ

Специальное событие «Глубокое вслушивание»
19:00 – 21:00 Мастер-класс Агнес Пас
21:00 – 22:00 Концерт (Исполнители: Агнес Пас, Георгий Орлов-Давыдовский)


На дворе лето, пора физических активностей и чудесных физических и ментальных преображений, поэтому лекции второго блока курса «Вслушивание» трансформируются в занятия с телом. Участников ждет уникальный трех-часовой ретрит с концертом.

Методика «Глубокое Слушание» (Deep Listening®) разработана Полин Оливерос, музыкантом и композитором, сыгравшим одну из центральных ролей в развитии послевоенной экспериментальной и электронной музыки. Практика исследует разницу между непроизвольным характером слуха и сознательным характером слушания. Программа Deep Listening включает ежегодные ретриты в Европе и штатах Нью-Йорк и Нью-Мексико. ГРАУНД Солянка предоставляет такую возможность в самом центре Москвы.

Во время практического занятия участникам будет предложено освоить и использовать ряд упражнений, культивирующих повышение осознания к звуковой среде, как внешней, так и внутренней. Полученные во время мастер-класса навыки содействуют личностному и социальному росту и развитию таких способностей, как импровизация, креативность, концентрация, сотрудничество. Методика предназначена как для музыкантов, так и для представителей других дисциплин и сфер деятельности, а также для всех заинтересованных развить свой творческий потенциал через сенситивность и восприятие звука.

23 ИЮНЯ

Первый блок лекционно-концертного курса «Вслушивание».

Еще недавно сочиненная и опубликованная музыка становилась самодостаточным фиксированным объектом, к сути которого присутствие слушателя уже не могло ничего добавить. Ее путь — от автора до зала исполнения был предопределен. Такая сценоцентричность в исполнении современной музыки отходит на задний план, что проявилось в том числе и в возникновении термина «глубокое слушание», принадлежащего американской аккордеонистке и композитору Полине Оливерос.

Музыка постепенно была поглощена более обширным полем звука, жесткость и фиксированный характер ее исполнения сменились большей импровизационностью и текучестью, а фокус сместился от автора и исполнителя в сторону слушателя. Законченное произведение уступает место свободной форме, которая откликается на особенности конкретных пространства и времени события. Исполнительская зона трансформируется в зону взаимодействия слушающего и звучащего, в которой каждый глубоко задействован и выполняет свою часть работы, а роли могут меняться. Главный инструмент — активное внимание, с помощью которого любой может влиять на звучащий объект, перенося осознанность с одной составляющей звуковой картины на другую или на самого себя, наблюдая за изменениями в собственном физическом и эмоциональном состоянии. Вокруг совокупности этих изменений, циркуляции коллективного внимания, конгломерата общего поля слуха присутствующих и самого звука построены мероприятия блока «Глубокое слушание».
18:00

Доклад
Георгий Орлов-Давыдовский, исследователь, практик звука, культуролог, познакомит вас с историей и техникой глубокого слушания.

Лекторы:
Георгий Орлов-Давыдовский
Лилия Акивенсон
19:00
Концерт
Глубокое слушание доступно не только тем, кому посчастливилось получить музыкальное образование, но и всем, имеющим возможность слышать и слушать. На первый взгляд, это занятие может показаться крайне незатейливым, но, углубляясь в прослушивание, вы совершите для себя неожиданные открытия. С позиций психологов, вслушивание может быть достаточно сложным занятием, но оно, несомненно, оказывает благотворный эффект на человеческую психику.

Кураторы и участники приглашают вас погрузиться в процесс глубокого слушания. Для этого в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка будут созданы все условия: удобные пуфики и сидения, приглушенный свет, а, главное, — тот самый звук, на котором вам будет предложено сосредоточиться.

Участники:
Exit in Grey
July in January
Datura Metel
Droning Room
Egor Efremov

27 АВГУСТА

18:00
DRONE — КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТИЛЯ И РАЗНОВИДНОСТИ
Вводная лекция

Лектор:
Ведет саунд-артист Сергей Суховик / Exit in Grey
19:00
Концерт
Жизнь в городе часто перегружает сенсорные каналы человека обилием информации, которая порой не оставляет пространства и сил для мыслей. Передышкой от интенсивности ежедневных переживаний может послужить слуховой опыт, исключающий по мере возможностей поток визуальной информации и других раздражителей.

На втором мероприятии из серии «Вслушивание» мы предлагаем участникам максимально отключить свое тело, оставив только слух, совершить своего рода путешествие внутрь себя, образов, которые хранит ваше воображение. Для этого в зале будет создана специальная обстановка: перед входом ассистент выдаст повязку на глаза и проводит к мягкому сиденью, где вы сможете удобно расположиться и концентрироваться на создаваемых артистами звуках — намеренно минималистичных, лишенных выраженной сюжетности и не перетягивающих внимание на себя. Опираясь на неторопливые изменения в текстурах и тембрах медленно перетекающих дронов, слушатель получит возможность побыть наедине со своим сознанием, ощутить присутствие своего собственного тела и одновременно наблюдать мельчайшие изменения в объеме тела звукового, воспринимая звук в качестве спутника или компаньона.

Участники:
Simon Longo (Italy)
Exit in Grey
Vitalinair & JiJ
Old Moss & Radio Lyric Irina
Jum-Jum

23 СЕНТЯБРЯ

ВСЛУШИВАНИЕ. ПРИВАТНОЕ СЛУШАНИЕ
18:00
КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ
Вводная лекция

Лектор:
Ведет Алексей Борисов
19:00
Концерт
Приватное слушание — это свой собственный, по-настоящему личный для каждого способ слушать и слышать. В этом процессе мы можем выделять из окружающего пространства наиболее важные и заметные именно для себя звуки. Так на прогулке мы слышим голоса детей на площадке, шум машин и деревьев, грохот дальней стройки, стук своих каблуков, обрывки разговоров проходящих мимо людей, но сосредотачиваемся лишь на некоторых звуках, которые могут меняться с течением времени. Помимо этого в современной медийной среде мы находим возможность создавать свое приватное звуковое пространство, используя разного рода технологические расширения для обретения приватного звукового кокона, например, благодаря наушникам и шумоизоляции личных пространств.
На мероприятии мы предложим вам активно слушать происходящее и уделять внимание различным его частям вместе и по отдельности, находить в нем новые нюансы, добавляя свои собственные повседневные шорохи и бытовые звуки. Мы предлагаем вам поиграть с настройкой своего слушания окружающей среды посредством изменения телесного восприятия, для чего на мероприятии вам будет предложено использовать наушники и смещать свое слушание с ближайшего на общее, находя моменты схождения и расхождения в потоке звуковых событий.

Участники:
Droning Room
Sergey Gabbasov
[bɔː ]
t_error 404
Alexey Borisov
Tala Nikitina
Eli Adams
Egor Efremov
G.O-D

Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ:
наречие немо
MIKHAIL LYAMIN
Эрнст Краснов
Илья Капитонов

11 НОЯБРЯ

Слушание микрофоном
Четвертая встреча из цикла «Вслушивание» посвящена слушанию и восприятию звука с помощью микрофонов записывающих устройств. При подключении наушников к записывающему устройству в режиме записи мы слышим звук таким, каким его улавливает микрофон устройства со всеми частными характеристиками и особенностями. Подключение внешних микрофонов различного типа и направленности еще больше расширяет возможности звукового восприятия окружающего пространства.

В качестве записывающих устройств посетителям будет предложено использовать собственные смартфоны (предпочтительнее на платформе Android). Для более глубокого погружения рекомендуем также взять хорошие наушники (для IPhone — беспроводные), и, при наличии, диктофон или рекордер. После вступительной лекции участники Московской Шумовой Мануфактуры сыграют многоканальный концерт с распределенными по залу источниками звука, который предлагается прослушать изученным способом.
18:00

Доклад
Лекторы:
Владимир Черепанов
19:00
Концерт МШМ
Участники:
t_error 404
Adelheid
G.O-D
Egor Efremov
Sx107
Datura Metel
Droning Room
Athialowi
Eli

10 февраля

На мероприятии «Московские акустические территории» вас ждет знакомство с исследованиями звуков московских городских территорий, записанных и представленных звуковыми художниками с помощью разнообразных творческих подходов. В рамках исследования саунд-артисты разрабатывали концепцию звуковой работы, фиксировали ключевую локацию, проводили анализ и обработку записей. На живом выступлении они отобразят потаенные и неопределенные звуковые феномены, обычно не слышимые в повседневных процессах и часто скрытые от нас ввиду физиологических возможностей, избирательности нашего восприятия и шумового городского потока. Данное мероприятие также посвящено идее создания гиперреалистичных пространств, проблематика которых выстраивается за счет невозможности одновременного фиксирования звуков на всей их хронологической протяженности. «Слуховое восприятие в городе избирательно и есть явная локализация слышимых звуков по уровню громкости или характеру источников. В некоторых выступлениях мы будем проигрывать записи нескольких локаций и источников сразу; многократно перезаписывая пространство, создавать звуковые наслоения из одной среды в рамках одного хронометража», — объясняет Георгий Орлов-Давыдовский.
19:00
Доклад
Георгий Орлов-Давыдовский
«Культурная история полевой записи»
20:00
Концерт
Александра Вырва
Никита Шишкин
Георгий Орлов-Давыдовский и Datura Metel

19 АПРЕЛЯ

Мероприятие №2 блока «Городские хронотопы»
Человек заставляет улицы звучать, наполняя их звуками шагов, голосов, шорохом одежды и шумом машин, звуками антропогенных структур. Поэтому, изучая аудиальную картину города, слушатель изучает и самого себя, диалог между звуковой манифестацией собственного существования и непрерывно меняющейся окружающей средой. Строя маршруты по улицам города, мы создаем его новую схему – мерцающую, изменчивую, собранную из узловых точек скоплений и пребываний людей и пунктиров между ними – контрапунктов шагов по тротуарам, напевания себе под нос, разговоров по телефону. Можно считать это схемой звуковой повседневной социальности, вписанной в общую систему города, но тем не менее не всегда поддающейся внешнему контролю и не всегда остающейся на виду.

На втором мероприятии блока «Городские хронотопы» посетителям будут представлены разные способы фиксации элементов этой схемы на записи, взаимодействия с городской средой посредством записывающих устройств и последующей работы с записанным. Такими способами могут быть статичные полевые записи, звуковая прогулка, коллажирование или создание целостной композиции на основе материала полевок.
19:30
Вступительное слово
Георгий Орлов-Давыдовский
19:40
Концерт
Datura Metel
Алексей Борисов
Vasiliy Konkret
Кураторы серии
  • Георгий Орлов-Давыдовский
    Исследователь и практик звука, организатор мероприятий. Создатель экспериментальных электроакустических композиций. Активно занимается концертной деятельностью.
    Основатель сольных музыкальных проектов Yudol и July In January. Участник коллабораций Moving Places Engineering, [3 вложения] и др.

    Периодический участник музыкальных проектов «ХладнаДреведь», Purba Tubes и др. Бывший участник проектов Phurpa, «Шумы России» и др. Идеолог и создатель импровизационного оркестра «Московская шумовая мануфактура». Шумовой артист театрального проекта ТАТР. Звуковые материалы издавались на лейблах Zeromoon, Attenuation Circuit, Topos, Mahorka, ΠΑΝΘΕΟΝ, KultFront и др.
  • Тала Никитина
    Художник, куратор, саунд-артист. Профессиональный архитектор-дизайнер. В настоящее время студентка Московской школы мультимедиа и фотографии им. А. Родченко. Занимается искусством с использованием современных технологий, видео-артом и звуковыми практиками.

    В 2018 году открыла кочевую галерею Woffy's, впоследствии ставшую частью творческого объединения Parazit. В 2019 году в сотрудничестве с Nazlo Records основала DIY лейбл POPERЁCORDS, выпускающий экспериментальные звуковые работы на самых разных носителях – от аудиокассет до дискет. Участвовала в выставках и фестивалях COSMOSCOW, «КомМиссия», «Сквоттинг Research», Geek Picnic, Weird Nights, Unlock Winter и др.
    Принимала участие в организации фестивалей «МедиаУдар», Noise and the City, Hiden Mass, «Печалица» и др. Выступала куратором выставок: первая персональная выставка Александра Гоголева, «Смерть есть», ONEале, ИПСИБАЗА и др.
Кураторы cобытий
Алексей Борисов
Егор Ефремов
Александра Исаева
Илья Минин (Eli)
Владимир Черепанов
Datura Metel