Читать

Тихий пейзаж, громкое искусство

Ксения Пархоменко — живописец и график, работает в сферах кино, театра, анимации, книжной иллюстрации, рекламы и клипов. Сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью, в котором Ксения расскажет о своих творческих интересах и о том, как создавалась серия «Тихий пейзаж», которую вы можете приобрести в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка.

Фото предоставлено пресс-службе ГРАУНД Солянки

Расскажите в каких сферах искусства вы работаете, и что вам интересно более всего?

Я работаю в анимации — сделала несколько анимационных фильмов как художник-постановщик, сотрудничаю с различными кинокомпаниями и агентствами — рисую раскадровки для полнометражных фильмов и рекламных роликов. Был опыт работы в качестве сценографа (по первому образованию я театральный художник). 

Я люблю театр, но в последнее время соприкасаюсь с ним лишь в качестве зрителя. К сожалению, в театре, как и в кино, художнику часто приходится помимо творчества много заниматься чисто организационной работой. Я в какой-то момент поняла, что это всё-таки не совсем моё, мне ближе сидеть и рисовать. Эту возможность мне как раз дает работа в анимации. Но связь с этой сферой всё равно остаётся, всегда с удовольствием участвую в регулярных выставках секции театра, кино и ТВ Московского союза художников — «Магия театра и кино».

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Изучая ваше станковое творчество, я заметила, что за исключением иллюстраций к «Иностранке» Довлатова и некоторых фигур в анимации, у вас нет никаких изображений людей. Вы отучились на художника по костюму, то есть много работали с людьми и портретами. Изменились сферы интересов?

Во время обучения во ВГИКе мы шесть лет постоянно работали с изображением людей, делали тонны набросков, собирали материалы по эпохам, изучали костюм. Всегда опирались на литературное произведение, на персонажей. Всё это было интересно и полезно, но, видимо, после института просто наступила какая-то усталость от постоянного взаимодействия с образом человека. Сейчас с изображением людей я сталкиваюсь только, когда рисую раскадровки. Видимо в своих работах мне хочется от этого уйти, хочется что-то сочинять самой, без опоры на какие-то «готовые» истории. Причём в картинах других художников мне всегда очень интересно присутствие персонажей — я обожаю людей у Гарифа Басырова, Рене Магритта, Леонида Пурыгина.

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Насколько я поняла, жанр пейзаж вам наиболее интересен. Чем конкретно он вам близок?

Раньше я делала много пейзажных работ, опираясь на натуру. Корни этого увлечения лежат, конечно, в живописных практиках, на которые мы ездили в институте. Но сейчас натура для меня не самое главное. 

Для меня лучший пейзаж — это пейзаж без людей. Он самодостаточен. Причём это относится как к природе, так и к городу. Как только в нём появляется человек — сразу появляется дополнительная информационная нагрузка. А без него — пейзаж вне времени. Например горы — вот ты смотришь на них и понимаешь, что они тут стоят на этом месте веками, всегда прекрасные. В этом магия и вечность какая-то. И покой. На природе всегда хочется просто сидеть и смотреть куда-то вдаль. Это неспроста. Какая-то великая вечная красота заложена, в этой статике. Она нужна человеку, наверно поэтому мне приятнее всего работать с этой темой. При этом в работе над пейзажем для меня является интересным не запечатлеть конкретное место, а скорее сконцентрироваться на настроении, которое оно рождает. Вообще, мне кажется, художнику сложно объяснить, почему его интересует та или иная тема, ведь она рождается независимо от нашего желания. А если ты придумываешь её  «специально» — значит ты не до конца честен с самим собой.

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

На ваших пейзажах нет людей, но очень часто есть их жилища, расскажите немного про домики. Они все схожи, но все очень разные и характерные.

Домики на моих работах — это, видимо, и есть портреты на самом деле... Не хочется говорить банальностей, в духе «дом — лицо города» или «у каждого свой характер» — это всё так, но меня манит не архитектура как таковая, а цвет, силуэт, свет. Кто-то из великих музыкантов сказал: «Музыка не в нотах, но в тишине между ними» Вот так и с пейзажем для меня вся магия в паузах между силуэтами. 

Как создавалась серия «Тихий пейзаж», которая сейчас представлена в ГРАУНД зин магазине?

Эта серия родилась весной 2020 года, когда все мы были на карантине. Я уехала на дачу, взяла с собой какой-то давно валявшийся без дела блокнот. Захотелось порисовать как-то безответственно — без темы, без натуры, просто что-то такое бессюжетное, даже полуабстрактное. Сначала не пошло, первым рисунком я очень удачно растопила печку! А потом вдруг как-то нашлись эти минималистичные силуэты холмов, деревьев и отражений. Было очень приятно рисовать, всё как-то происходило само собой. Я сидела целыми днями и штриховала в своё удовольствие. Параллельно возникло сообщество «Шар и Крест» в фэйсбуке, в котором очень азартно развернулась художественная жизнь; я выложила туда пару работ, и на них внезапно появился спрос! А художника, конечно, очень вдохновляет, когда его работы интересуют кого-то, кроме него самого. Поэтому серия вышла довольно масштабная — около ста работ, и почти все нашли себе новый дом. Я потом стала рисовать такие пейзажи на большом формате. Сначала думала, что мне будет скучно штриховать большие плоскости, а оказалось, что это так же медитативно.

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Какие у вас планы на будущее?

Планирую продолжать свою серию «Тихий пейзаж», пока не надоест. Возможно, вернусь к серии Music.levitation. Там у меня парят в воздухе музыкальные инструменты. Музыка для меня, наверное, самое великое искусство — самое абстрактное и неуловимое. Хочется к этому прикоснуться. Ещё хочу попробовать какие-нибудь новые техники, уже штемпельную краску купила, но уже пару месяцев она стоит ждет своего часа. А в целом, я в творчестве как-то не умею планировать, всё спонтанно происходит. Куда-нибудь сходишь, что-то увидишь, услышишь… и, если повезёт, возникнет какая-то новая идея. А дальше главное постараться найти форму, в которой она воплотится.