Читать

Выставка, на которую нужно успеть. Выбор Солянки

До 14 января в Еврейском музее и центре толерантности идет выставка-блокбастер «Франц Кафка и искусство XX века».


Вопреки названию, как будто напрямую связывающему литературное творчество Кафки и все основные процессы, развернувшиеся впоследствии в искусстве XX столетия, и даже вопреки максиме, с которой начинается кураторский пресс-релиз к выставке — «Франц Кафка предсказал XX век» — выставка посвящена другому. Посвящена она превращениям и процессам, происходившим в преимущественно европейском, но также и советском/российском обществе начал XX–XXI века, и таким образом целиком охватывает целое столетие, вскрывая основные проблемы, взаимосвязи, язвы и угрозы, как уже «миновавшие», так и всегда маячащие на горизонтах.

Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Начиная с конца эпохи модерна с его промышленной революцией, ускорением всего и вся, распространением конвейерного, поточного производства, ускорился и рост технологий, вооружений, небывалыми темпами начал развиваться бюрократический аппарат, но также и безработица, а уникальная личность всё больше стала вытесняться и заменяться ее функцией. Чувство тотального одиночества, ненужности и экзистенциальный ужас превратились в постоянных спутников человеческой жизни. С ними пришла Первая Мировая Война, окончательное утверждение фашизма и оформление тоталитарных систем сразу в нескольких европейских государствах к 1930-м годам, Вторая Мировая Война, период восстановления и «оттепели»… и возникновение новой диктатуры — окончательной диктатуры технологий.

Достаточно точно подобранная экспозиция, вобравшая работы известных художников и цитаты из самого Кафки, неравномерно разбросанные по залам и добавляющие определенной философской глубины, скорее очень наглядно эти процессы комментирует. Зритель, посетивший выставку целиком, выходит с полным ощущением того, что только что он посмотрел очень краткое, но очень насыщенное драматическими событиями содержание человеческой европейской истории от конца эпохи модерна буквально до наших дней.

Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Чтобы посмотреть выставку, зрителю предлагается проследовать двумя маршрутами. Первый, черный, основан на повести «Превращение», второй, красный, — на романе «Процесс». Конечно, посетитель может и сам решить, где для него начало выставки, и двигаться, согласно своей логике, в любом направлении, словно перелистывая части романа и возвращаясь к любимым местам. Но, все-таки, в экспозиции просматривается и понятная линейная или временная последовательность. «Красная дверь» Михаила Рогинского символически открывает маршрут «Превращение». Интересно, что сам акт превращения Грегора Замзы в насекомое, само это насекомое писатель запретил изображать, когда обсуждал иллюстрации к повести, вместо этого он предлагал изображать окружение главного героя, интерьеры и родственников. В первых залах можно увидеть современников Франца Кафки (1883–1924), немецких экспрессионистов и художников Парижской школы — Леонида Зусмана, Макса Бекмана, Хаима Сутина, Якова Шапиро. Они затрагивают самое начало охвативших премодернистское общество превращений. Выставочный дизайн также дает их прочувствовать — некогда дорогой буржуазный интерьер расползается клочьями красно-белых обоев, обнажая голый бетон. Из работ современных авторов здесь появляются «Метаморфозы» Игоря Макаревича и один из знаковых пустых интерьеров Анны Желудь, продолжающей опыты парижского кузнеца Хулио Гонсалеса 1930-х годов.

Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Отсюда нужно пройти через коридор с рисунками Юло Соостера и Бориса Свешникова, бывших советскими заключенными, прошедшими ГУЛАГ. Над ними можно заметить маленький радужный зайчик, словно дающий надежду. Но, оказываясь уже в следующем зале, обнаруживается, что все время, пока ты беспечно разглядывал рисунки, тебя снимала камера наблюдения, а только что сделанная фотография уже помещена на экран среди фотографий других посетителей. Эти два зала возвращают нас в настоящее, максимально напичканное технологиями слежения и всё больше превращающееся в один большой паноптикон.

Следом идет зал «Одиночество», продолжающий тему обезличивания и социальной отчужденности. В нем объединены работы супрематистов, метафизиков и концептуалистов Казимира Малевича, Ханса Арпа, Виктора Пивоварова, Де Кирико, Отто Нагеля, Джорджо Моранди и других. За ним открывается центральный зал №6 «Без лица и названья», выстроенный как аллюзия на роман «Замок», и являющийся апофеозом всей экспозиции. Самый его центр выглядит как разделенная пополам башня, и это не случайно — она посвящена архитектурным утопиям. Здесь можно увидеть нереализованные проекты советских архитекторов 20-30-х годов (проекты Дворца Советов Иофана, «Дворцы коммунизма» Якова Чернихова) и гораздо более поздние и иногда ироничные эксперименты современных бумажных архитекторов времен крушения советской модели (Юрия Аввакумова, Тотана Кузембаева, Александра Бродского, Ильи Уткина). Вокруг по периметру «Замка» — работы, посвященные людям, которые были призваны жить и умирать в этой величественной, герметичной и клаустрофобичной «архитектуре сна». Но в первую очередь они были призваны ее создавать: «Инвалиды войны» Юрия Пименова, нищие дети, обезличенные солдаты, замученные взрослые и дисциплинированные рабочие фабрик и заводов в работах Константина Чеботарёва, Генриха Фогелера, Макса Бекманна, Бориса Григорьева, Елены Бебутовой, Георга Базелица и др. Прямым напоминанием о «Замке» в этом зале служат три советских телефона-автомата, по ним, конечно, невозможно никуда позвонить, но, сняв трубку, можно услышать отрывки из произведений Кафки, которые, как и в аудио-гиде к выставке, читает Виктор Сухоруков.

Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Зал №7 помещает нас в эпицентр бюрократической жизни — «Контору», напоминая, что сам писатель работал служащим в страховой компании. И кто как не московские концептуалисты 70-80-х — Виктор Пивоваров, Дмитрий Пригов, Илья Кабаков, Елена Елагина, Иван Чуйков, Дмитрий Пригов — могли лучше воспроизвести обезличенный и бесконечный бюрократический процесс, абсолютно стирающий индивидуальность и языка, и человека, и события, и вещи.

Отдельный номер в программе — короткий 10-минутный моно-спектакль «Оклахомский театр», напоминающий о незавершенном романе Кафки «Америка». В начале каждого часа актер из студии Дмитрия Брусникина развенчивает главные мифы о Кафке. Так зритель неожиданно узнает, что Кафка вовсе не был мрачным и «кафкианским»: он любил красиво одеваться, был остроумным, вегетарианцем, любил путешествия, танцы и кино, приударить за дамами, в общем — вовсе не депрессивным красавцем и вполне уважаемым сотрудником. Да и в целом, ирония пронизывает почти все произведения писателя, многие едва сдерживают смех, читая его книги.

Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Последний зал-коридор № 1, в котором можно видеть работу Семена Агроскина «Наверх» и видеопроекцию перехода, где в отражении зритель наконец-то видит самого себя в полный рост, метафорически является действительным местом перехода или местом нахождения и самоосознания человечества здесь и сейчас. Каким будет его путь — решать только ему.

В общем, Кафка не предсказал, а скорее почувствовал, ощутил собственной кожей, увидел самое начало, зародыши всех чудовищных превращений и описал их. Потому что случайных превращений не бывает, они лишь обнажают и делают видимым то, что дремало в обществах раньше, и активируют эти спящие семена. Именно поэтому так важны разбросанные по залам цитаты из великого абсурдиста, сюрреалиста, философа: «Стоит лишь впустить в себя зло, как оно уже не требует, чтобы ему верили». Удивительным образом силу преодоления зла для человека Кафка видит в смирении: «Смирение дает каждому, даже отчаявшемуся от одиночества, сильную связь с ближним, причем немедленно, правда, только при полном и долгом смирении. Оно способно на это потому, что оно есть истинный язык молитвы, поклонение и теснейшая связь одновременно. Отношение к ближнему — это отношение молитвы, отношение к себе — это отношение стремления, из молитвы черпается сила для стремления». Возможно, именно этого смирения так не хватало героям его «Превращения». Хватит ли его нам?
2023-12-20 19:07