Читать

Как услышать оперу за 6,767 км

Фото: Светлана Рей


Ксения Ламшина, руководитель Радио «Культура», автор телеграм-канала «Культурные люди», слетала на Камчатку и услышала там такое, чем невозможно не поделиться, — звуки фестиваля «Sound Around Камчатка». В нашей рубрике «По горячим следам».

Это странное место Камчатка — край земли, а, может, всё же начало, где меня ждали совершенно другие ощущения себя и мира. Москва где-то далеко, людей не так уж и много, если учесть размер полуострова. Красота такая, что дух захватывает. Лететь из Москвы 8,5 часов, разница во времени — 9, тут должно быть всё иначе. И местами так и кажется — ты не на этой Планете, ты на Марсе. Но люди есть люди, и они тут все те же: живут, чувствуют, слышат. Дети на пляже рассуждают о различиях между камчатским и японским крабом, бросают камни в Авачинскую бухту, бегают, слушают крики чаек и шум волн. Звуки.

Фото: Ксения Ламшина

Впервые ГМИИ им. А.С. Пушкина провёл в Петропавловске-Камчатском фестиваль «Sound Around Камчатка». В 2012 г. фестиваль был запущен Балтийским филиалом музея в Калининграде. И это тоже кажется символичным — звук от Калининграда до Камчатки. Огромная страна, замкнутость, закольцованность звуком, именно звуком. Через несколько дней, познакомившись с молодыми камчадалами, понимаешь, что за лучшей жизнью они едут именно в Калининград. Странно, но тоже про закольцованность.

Почему фестиваль, посвящённый именно звуку? Думаю, всё просто: звук — это то, что было и есть всегда, он понятен и эмоционален и потому объединяет — людей, проекты. Звук стал одним из важнейших инструментов современного искусства. Зоны творчества композиторов и саунд-артистов так близко подошли друг к другу, что, кажется, они уже практически слились. То, что раньше было экспериментом, стало частью целого, звук перестал быть чем-то иллюстративным в художественных проектах. Он стал в центре.

Один из кураторов «Sound Around Камчатка» и директор ГРАУНД Солянки Катя Бочавар: «Звук — это кратчайший путь к душе человека, его воспоминаниям, мечтам, его чувству юмора и способности входить в медитативные состояния. Вот почему звук стал столь интересен широкой публике в наши дни. Информационное поле расширяется и возможность понять, почувствовать, пережить эмоции моментально стали выходить на передний план. Картину, книгу и даже фильм, мозг человека должен пропустить через множество ассоциативных фильтров. Но вот, мы услышали отдаленный перезвон колокольчиков или гул напоминающий звук водопада, и мы во власти звука, мы погружаемся в него, он входит в нас».

Куратор Катя Бочавар на аудиоскамейке АСК (Архива Сенсорной Культуры)
Фото: Ксения Ламшина

Ещё до старта фестиваля Андрей Сильвестров снял документальный фильм «Вдох-выдох». Небольшая съёмочная группа совершила путешествие на Камчатку в поисках звуков природы. Его результатом стало музыкальное произведение композитора Алексея Наджарова, которое исполняется при помощи необычных инструментов: дыхания лавы и океана, шёпота тумана в горах, крика чаек и возгласа нерпы, переливов ручья и звона росы. Это фильм о том, как звучит Камчатка.

Андрей Сильвестров, фрагмент из интервью для программы «Культурный повод» на Радио «Культура»: «Вдох-выдох» — это история о звукорежиссёре, который приехал на Камчатку, чтобы вслушаться в наш мир, в то, как он устроен. Нам кажется, мы осознаем реальность, понимаем, как она устроена, но стоит отойти в сторону и чуть-чуть прислушаться, как мы понимаем, что находимся в мире, про который почти ничего не понимаем, в мире очень странных шумов. И вот это название «Вдох-выдох» в каком-то смысле о том, как услышать дыхание Земли, дыхание реальности».

Музыка как часть жизни, звук как часть бытования, — это вдруг остро чувствуется в месте, где с одной стороны природа мощнее человека, но с другой, вся воля, героизм освоения и выживания людей проявляется с небывалой силой. Музыка дополняет Камчатку, а Камчатка — музыку, а, скорее, даже не дополняют, а переполняют друг друга. И, может, поэтому современное искусство, с которым Камчатка в таком масштабе сталкивается впервые, звучит здесь так мощно, почти через край.

Фото: Светлана Рей

Тут невозможно, слушая концерт N’Сaged совместно с Камчатской Хоровой Капеллой им. Евгения Морозова в ДК «Сероглазка», не думать о Витусе Беринге и не проводить параллель с великими первопроходцами. И люди, которые точно впервые столкнулись с произведениями А. Сысоева и Д. Курляндского, не уходили, слушали. Невозможно не влюбиться в горы, не восторгаться Петром Айду (клавесин), Олегом Бойко (барочная гитара, лютня), Ариной Зверевой и Сергеем Малининым (ансамбль N'Caged), которые на холоде, но в космической красоте играют концерт в пещере вулкана Горелый. Тут нужно прочувствовать: до пещеры на КАМАЗе по горной дороге ехать 4 часа, Пётр Айду везёт из Москвы клавесин, Олег Бойко лютню и барочную гитару; строго говоря, в эту пещеру заходят время от времени только пешие туристы, блуждающие по горам, погода меняется каждые 10-15 минут, холодно, но запредельно красиво. А дальше —средневековая английская и итальянская музыка… и полная туристами пещера.

Фото: Светлана Рей

Невозможно не восхищаться командой музея, кураторами, продюсерами, творцами, которые сделали мягкую интервенцию искусства в город: Катя Бочавар расставляет звучащие лавочки в парке «Никольская сопка» с фрагментами перформансов, прошедших в разные годы в ГРАУНД Солянке, Олег Макаров создает там же инсталляцию «Пианоптицы», специально для которой художник сочинил трели воображаемых птиц и исполнил их на старинном фортепиано., а Пётр Айду в своём «Выходе» играет с ветром и стихией, но через нежнейшие колокольчики, посвящая тонкий и едва уловимый звук Герману Виноградову. Всё вместе так деликатно, так органично встраивается в ландшафт и природу, что возникает ощущение, что так всегда и было. И оно так и было.

Мне нравится, что всё происходит в постоянным взаимодействии с жителями Петропавловска-Камчатского, много образовательных программ, много коллабораций. Мне нравится, что это взаимная история: все, кто приехал из Москвы проникают в Камчатку, Камчатка же проникает в тех, кто приехал и берёт для себя много нового.

Ульяна Подкорытова
Фото: Светлана Рей

Уже в Москве говорила с Викторией Коршуновой, директором Московского ансамбля современной музыки, которая рассказала о том, как МАСМ исполнял в том числе Стива Райха в морском порту. Полный зал, и все были счастливы (Ульяна Подкорытова у себя в соцсетях написала, что были даже слёзы). 24 сентября на вулканическом Халактырском пляже прошёл перформанс «III» Ульяны Подкорытовой, который она готовила вместе с жителями города. Мы говорили с Ульяной в той самой пещере, ещё на Камчатке, она тогда предвкушала и ждала. Всё получилось.

Фото: Светлана Рей

Пушкинский.Youth создал вместе с подростками цикл soundscape (это я хочу обязательно запросить потом и послушать), а художник Александр Пономарёв создаёт огромную инсталляцию из мачт и чего-то ещё. Но между всем этим лекции об искусстве вообще, видео и саунд-арте, встречи с музыкантами и художниками.

Это наглядная история о том, что искусство — это точно не страшное что-то, это диалог, это приглашение к более глубокому знакомству и дружбе. Это всего лишь ещё один, но, возможно, самый мощный инструмент в любых переговорах, в принятии друг друга.

Когда летела обратно, рядом со мной сидел прекрасный Валерий, который рассказал, что на севере Камчатки (от Петропавловска-Камчатского это часа 2 — 2,5 на самолёте) он планирует открыть кинотеатр! «Там же много посёлков и деревень, люди должны смотреть и кино, Ксения, понимаете?»,— Да, Валерий, я как никто понимаю, как всё это важно. Я страшно вдохновлена и Камчаткой, и фестивалем.

Камчатка — это место про нас, для нас и для возврата к самим себе. Это не край Земли, всё же начало. Хотя начало всегда там, где хорошо. Тут хорошо.

Фото: Светлана Рей