Читать

День рождения — повод вспомнить всё! Семь лет проекту ГРАУНД

В честь дня рождения мы подготовили подробную статью об истории создания и развития проекта, который начинался в Москве одновременно на разных улицах и через несколько лет обрёл свой дом на Солянке. Но начнём издалека.

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Ещё в конце прошлого века основными точками развития и распространения массового искусства в Москве считались большие государственные музеи, расположение которых — центр, а количество — не более пяти. В 2013 году такая проблема территориальной и контентной узости решилась благодаря появлению сети выставочных площадок, работавших с различными видами и жанрами традиционного и современного искусства. Объединение «Выставочные залы Москвы», первым директором которого стала Елизавета Фокина, сначала включало в себя 17 галерей (теперь их 22). Цель проекта — децентрализации площадок современного искусства в Москве и развитие художественной среды во всех районах города. Так малые и большие галереи рассредоточились по всей Москве, предлагая жителям периферийных районов быть в курсе современной повестки дня. В 2014 году в состав этой сети были включены галереи «Ходынка» и «Песчаная», руководство которыми было предложено Кате Бочавар. Оба места решено было объединить одним проектом. Так 3 июля 2014 года родился ГРАУНД — государственный районный артистический университет независимых дарований.  

ГРАУНД, в отличие от прочих площадок объединения, задумывался Катей Бочавар не просто как ВЗ [выставочный зал — ред. ], а как галерея-мастерская, которая является одновременно и выставочным пространством, и местом для поиска и воплощения новых идей и смыслов. «Приходите к нам совершать ошибки!» — такой лозунг дала проекту Катя: здесь происходят постоянные исследования искусства и его жанров, встречи художников разных областей, совмещение несовместимого. Так обособленные концепции, сталкиваясь в ГРАУНДе, соединяются в новые, никогда ранее не существовавшие замыслы. В этом заключается основная идея проекта ГРАУНД —  кросс-дисциплинарность, т. е. соединение и взаимопроникновение друг в друга различных направлений и жанров, например, театр и инсталляция, перформанс и саундарт. Так возник жанр ХМАТ (художественный междисциплинарный анти-театр), который формируется на стыке театральных и выставочных практик. Однако сначала, когда проект ещё располагался в двух разных локациях со своей спецификой места, жанровые сферы были чётко разграничены по галереям.

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

«Песчаная», первым директором которой стала Ольга Погасова, располагалась в жилом сталинском доме с высокими потолками, большими арочными окнами и просторными помещениями, отведёнными под выставочное пространство. Ввиду такого особого расположения и внутреннего строения филиал был ориентирован в основном на показ концертных, перформативных мероприятий, а также инсталляций. Широкое пространство актового зала позволяло организовывать также различные образовательные мероприятия, лекции, студенческие показы.

Бессменным директором «Ходынки», самым первым (помимо Кати Бочавар) участником проекта, до сих пор продолжающим развитие ГРАУНДа была Марта Руказенкова. Пятиэтажный дом, в котором находилась галерея-мастерская, вмещал в себя большое количество небольших пространств, отлично подходивших для экспонирования медиаискусства, различных звуковых практик, а также сайнсарта. Тогда Катя Бочавар предложила поучаствовать в развитии проекта Андрею Смирнову — исследователю саундарта, научному сотруднику Центра электроакустической музыки Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского и основателю Термен-Центра. Так на Ходынке появилась звуковая лаборатория с постоянной экспозицией из объектов, повящённых звуку и его истории, многие из которых ранее экпонировались в Термен-Центре (который к тому времени уже закрылся). А позже в ходынском филиале возникла первая постоянная московская студия саундарта, которая развивалась совместно с сообществом SaundArtist.ru. Также отдельным интересом Ходынки было развитие телесных и театральных практик.

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

За пять лет жизни ГРАУНДа на двух площадках было создано множество интересных проектов, привлечено большое количество российских и зарубежных художников. ГРАУНД стал первой московской площадкой крупнейшего международного фестиваля медиаискусства «Киберфест» (CYFEST), который до сих пор является нашим ежегодным партнёром. В те же годы были придуманы постоянные проекты, развивающиеся теперь на Солянке: ГРАУНД зин фест, открывший российской публике малотиражное авторское искусство, проект Заземление, исследующий взаимосвязь с историей района, и многие другие. 

Интересно, что оба филиала ГРАУНДа развивались параллельно: открытия и финисажы в один день, тайминг позволял успевать на все мероприятия в обе галереи-мастерские, между которыми для удобства ходила бесплатная маршрутка-шатл. Таким образом, ГРАУНД на Ходынке и на Песчаной стал полноценным центром современного искусства со своей бурной и интересной программой, что привлекло не только арт-ценителей из центра в районы Октябрьского поля и Сокола, но и местных жителей, которые стали главными и любимыми гостями галереи-мастерской.

Выполнив свою главную функцию объединения и просвещения района, ГРАУНД двинулся дальше. Три года назад Кате Бочавар предложили стать директором галереи на Солянке, и проект, делившийся когда-то на две ветви, стал единым целым. Сейчас мы продолжаем отстаивать ценности, определившиеся ещё семь лет назад. ГРАУНД Солянка — открытая галерея-мастерская, в которой собираются художники самых разных сфер и вместе создают уникальные проекты. 

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Сейчас на Солянке старые проекты получили новое воплощение. Совместно с уже упомянутыми идеологически близкими ГРАУНДу по духу SaundArtist.ru в минувшем году была создана восьмиканальная звуковая капсула AСK с постоянной экспозицией саундарта. Исследование телесных практик, начатое когда-то на Ходынке, оформилось в проект «Партитура движения», в котором объединены перформативная, живописная а, порой, и звуковая концепции, и каждая из них является не просто сопровождением для другой, но самостоятельной участницей общего процесса. Ещё одним проектом, изучающим одновременно человеческие возможности и звуковое искусство, является экспериментальный хор, на котором практикуются не только академические, но и шумовые техники пения. 

Галерея-мастерская продолжает развиваться: в нынешнем году ГРАУНД получил статус музейно-выставочного центра и начал формировать первую государственную коллекцию нематериального искусства, а Катя Бочавар получила престижную премию Headliner года в номинации «Культура и искусство».

Конечно, у ГРАУНДа всегда было много друзей и партнёров, поддерживающих развитие наших начинаний в частности и современного искусства в целом. Активное сотрудничество велось с международными проектами и фондами единомышленников — Швейцарским советом по культуре Про Гельвеция, IASPIS (Международной программой студии художников в Стокгольме), Итальянским Институтом культуры в Москве, Гёте-Институтом в Москве, Международным Музеем Энтузиазма (World Museum of Enthusiasm), Шведским, Эстонским и Голландским Посольствами. Отдельно благодарим за партнёрство Департамент культуры города Москвы, Фонд Михаила Прохорова, Aksenov Family Foundation, Благотворительный фонд Владимира Потанина и Московскую биеннале современного искусства. 

Все эти разнообразные и интересные проекты, выставки и мероприятия создаёт для вас дружная команда ГРАУНД Солянки, состоящая всего из 20 человек. Мы рады вас видеть в нашей галерее-мастерской и всегда готовы ответить на любой вопрос и рассказать всё самое важное о современном (и не очень) искусстве.

Ваш ГРАУНД