Читать

playГРАУНД Солянка

Накануне нового, 2023 года в ГРАУНД Солянке произошли долгожданные изменения — расширение выставочных пространств. В связи с этим событием мы решили вспомнить, как всё начиналось, а главное — поделиться, как будет продолжаться. О планах и целях ГРАУНД Солянки рассказывает её директор и основатель проекта ГРАУНД Катя Бочавар в интервью Ольге Серёгиной для журнала Cabinet de l’art.

Ольга Серёгина: Катя, вы сейчас возглавляете галерею-мастерскую ГРАУНД Солянка. До Солянки вы работали куратором в ГРАУНД Песчаная и ГРАУНД Ходынка. То есть ГРАУНД закрепилось как личный бренд Кати Бочавар. Какова история и смысл сочетания этих букв?
Выставка звуковых объектов и саунд-инсталляций «РЕСАЙКЛ САУНД» Куратор Катя Бочавар Надя Хухи, Григорий Цветков. PLAundophone звуковая инсталляция, 2022

Катя Бочавар: Когда-то мне предложили стать куратором двух галерей, одна из них называлась «Песчаная», другая — «Ходынка». И так как между ними было три с половиной километра, я их решила объединить в единый проект. Это разные помещения и, исходя из их особенностей, мне стало понятно, что в одном надо показывать объекты, а в другом, видимо, только звук. Нужно было придумать общий проект и объединить его названием. Я ломала голову, и единственное до чего смогла додуматься — ГРАУНД, по аналогии c ground floor, то есть это «первый этаж» по-английски. Как бы андеграунд вышел на поверхность и стал сотрудничать с государственными институциями — Ходынкой, Песчаной, а позже и с Солянкой. Много разных смыслов в этом слове: common ground — «общее мнение», playground — «игровая площадка». Но ГРАУНД — слово иностранного происхождения и пришлось пойти на хитрость, так что ГРАУНД — это аббревиатура «Государственного Районного Артистического Университета Независимых Дарований». Около года назад на основе ГРАУНДа был создан музей АСК — Архив Сенсорной Культуры. Это большая часть моей жизни. Я хочу создать музей, где бы коллекционировался sound art, произведения современной музыки, ольфакторные произведения — такие произведения, которые редко коллекционируются в музеях. До сих пор нет понимания, как хранить это уже, казалось бы, всем известное и везде выставляемое искусство.

ОС: В ГРАУНД Солянке проходят не только концерты, но и сложная форма презентации — это даже не совсем звуковые инсталляции, это именно симбиоз и визуального, и музыкального. Это очень многослойная форма восприятия. Можете на каком-то конкретном примере одной из интересных выставок, которая прошла в этом году, рассказать, как строилась работа? Например, у вас была выставка композиторов, но это не история их жизни, не партитуры, это совершенно другой вид искусства.
Проект «Лебедь сдох». Евгений Афонин. Медиапень. Дерево, проекция, генеративная графика, 2021

КБ: Это звуковые инсталляции, и выставка называлась «Лебедь сдох», намекая на то, что это не Пётр Ильич Чайковский, это что-то другое, что для этих людей — авторов — этот «лебедь» сдох, но существуют какие-то другие птицы. Уникальность той выставки именно в том, что ее сделали не художники, потому что в большинстве своем саунд-артисты — это люди очень часто обладающие каким-то музыкальным образованием, но далеко не всегда. Иногда это могут быть программисты, иногда это могут быть просто художники, которые заинтересовались звуком и получили определенный навык работы со звуком, и очень редко есть случаи, например, Владимир Раннев, Попов Николай, — ряд композиторов с консерваторским образованием, которые занимаются инсталляцией. А тут мы встретили целую плеяду — больше десяти композиторов сделали инсталляции. И это благодаря Центру электроакустической музыки, который существует в консерватории и вырос из «семени», которое туда посеял Андрей Смирнов. Выставка была построена самым элементарным, простым, моим любимым способом: одна комната — один автор. И среди авторов были совсем молодые, были более-менее уже восходящие и достаточно известные, как, например, Алексей Сысоев или тот же Николай Попов, Олег Макаров. Все произведения были абсолютно разные — и это самое интересное. Единственное, что их действительно связывало — это то, что авторами представленных работ были композиторы. Мне кажется, такой выставки никогда и нигде раньше не было. Я бы назвала получившиеся произведения звуковыми скульптурами.
Выставка «Что делать?» совместно cо студией ДЭЗ-5

ОС: Катя, ГРАУНД Солянка в конце года открылась обновленная после ремонта. На что вы нацелены в новом году?

КБ: Когда я составляю план на следующий год, то всегда учитываю один принцип: мы стараемся показывать разные вещи одновременно, этот прием мы с успехом применяем на протяжении уже семи лет существования ГРАУНДа. Прием этот заключается в том, что человек приходит смотреть живопись и вдруг обращает внимание на звук. Человек приходит слушать звук и вдруг обращает внимание на какой-то объект, что-то для себя открывает. Он пришел на выставку и неожиданно для себя попал в некую обстановку так называемого ХМАТа — художественного междисциплинарного антитеатра — это что-то между выставкой и театральным действием, попал в совершенно другую атмосферу и что-то для себя открыл. Вот для ГРАУНДА — это самое главное направление, то, чем мы занимаемся. Наверное, на это мы и будем упирать. В конце 2022 года мы открыли выставку c ДЭЗ-5 и детский клуб имени Даниила Хармса. Детским искусством заполнены все наши залы. И, естественно, мы сказали, что мы хотим, чтобы их произведения звучали. Куратором их звуков стал Андрей Смирнов, тот самый создатель, «отец» всех саунд-артистов и создатель Термен-центра. Это тотальный эксперимент, мы никогда в жизни не делали детскую выставку. Нам очень интересно, что же из этого всего выйдет. Мне кажется, что это тоже знамение времени. Я думаю, что в наше время социальные проекты, проекты, которые направлены на будущее, проекты, которые влияют на наше будущее буквально, на тех людей, которые будут жить в будущем, очень важны.
Детская студия имени Даниила Хармса

ОС: Как бы вы сформулировали свою цель, задачу ГРАУНДа?

КБ: Мы заполняем провал, дыру, каньон, бездонную расщелину между, так называемым классическим и так называемым современным искусством. ГРАУНД и его будущее, его новый год должен состоять из всего вместе: музыкально — это будет саунд-арт, электронная музыка, классическая музыка, джаз, детские оперы. И еще у нас в планах, поскольку в связи с ремонтом и расширением, у нас появляется три новых помещения, — организовать в одном из них мастер-классы, скорее всего, большое количество будет детских, но и для взрослых тоже. Также у нас будет отдельное помещение, где мы будем заниматься звуком. У нас есть мечта создать школу вокального исполнения современной академической музыки, потому что этому не учат в консерватории. Там же будет и школа саунд-артистов, безусловно. Есть много всяких идей, надеюсь, что у нас хватит на них сил, денег, времени, здоровья и всего остального.
Спектакль современного танца «Сейсмозащитные устройства»