На все случаи жизни, от личных до социально-политических проблем и ситуаций, есть уникальное средство самовыражения и рупор, доступный всем, — и это зин. Начиная с 2016 г. и по сей день ежегодный ГРАУНД Зин Фест является первой и основной площадкой сообщества зиноделов.
ГРАУНД Зин Фест 2022 — концерт и презентация зинов совместно с мастерскими «ОКОЁМ» и интегрированным театром «Круг II». Сергей Катран, Катя Бочавар, Андрей Афонин
«Широкой аудитории было совершенно непонятно, почему толстая, с дорогими иллюстрациями продукция стоит дешевле, чем какая-то явно рукодельная небольшая книга или журнал», — вспоминает директор галереи-мастерской ГРАУНД Солянка, основатель и идейный вдохновитель ГРАУНД Зин Феста, первого фестиваля зинов в России, Катя Бочавар.
До 2016 г. создатели зинов вынуждены были выставлять свои работы на мероприятиях, где традиционно присутствовали многотиражные издания крупных брендов. Таким образом зинам волей-неволей приходилось конкурировать с недорогими, но при этом богато оформленными книгами и журналами. Своя площадка у сообщества для взаимодействия друг с другом и с покупателями отсутствовала. Проект ГРАУНД и Катя Бочавар создали такую площадку.
ГРАУНД Зин Фест — регулярный фестиваль зин-культуры, уникальная возможность для малотиражной печати всех форм и расцветок добраться до адресата, а для авторов быть услышанными. И увиденными, конечно, ведь речь идёт о зинах, а основной признак этого непричёсанного направления современного искусства именно в невероятном разнообразии форм высказывания.
Как всё начиналось? Зины как субкультура зародились в 20-е годы прошлого столетия на североамериканском континенте. Малотиражный научно-фантастический самиздат перепечатывался на машинках вручную и распространялся в фанатской среде. Отсюда и название феномена — от англ. zine — сокращение от слова magazine (журнал) или fanzine (фанатский журнал). Кстати, и Говард Филиппс Лавкрафт и Рэй Брэдбери начинали именно как корреспонденты фэн-зинов.
Как всё начиналось? Зины как субкультура зародились в 20-е годы прошлого столетия на североамериканском континенте. Малотиражный научно-фантастический самиздат перепечатывался на машинках вручную и распространялся в фанатской среде. Отсюда и название феномена — от англ. zine — сокращение от слова magazine (журнал) или fanzine (фанатский журнал). Кстати, и Говард Филиппс Лавкрафт и Рэй Брэдбери начинали именно как корреспонденты фэн-зинов.
В своей книге «Заметки из подполья: формы публикации в альтернативной культуре» (2000), авторитетном исследовании истории зинов в субкультуре, Стивен Данкомб даёт определение зинам: «некоммерческие, непрофессиональные буклеты малого тиража, которые их создатели создают, публикуют и распространяют самостоятельно». Дополнительно зин стал способом коммуникации в рамках субкультуры.
К началу 70-х формат прижился в панк-культуре. Параллельно с уже традиционным форматом зина как фанатского малотиражного издания (писали панки в основном о любимых музыкальных коллективах), проявляется новая его ипостась — манифест группы авторов или одного художника. Зины становятся инструментом выражения не только личных музыкальных пристрастий редакционного коллектива, но и площадкой для политических прокламаций и пропаганды.
Малотиражку делают панки и анархисты, фанаты хардкора люди околофутбола, участницы феминистского движения, экоактивисты, представители прочих политических движений и социальных инициатив. Возможность высказаться в приемлемой для себя форме привлекает самых разных людей. Появляются издания, посвященные вопросам философии и освещающие неудобные социальные вопросы. Наряду с ними существуют панк-поэзия и зины-художественные высказывания.
К началу 70-х формат прижился в панк-культуре. Параллельно с уже традиционным форматом зина как фанатского малотиражного издания (писали панки в основном о любимых музыкальных коллективах), проявляется новая его ипостась — манифест группы авторов или одного художника. Зины становятся инструментом выражения не только личных музыкальных пристрастий редакционного коллектива, но и площадкой для политических прокламаций и пропаганды.
Малотиражку делают панки и анархисты, фанаты хардкора люди околофутбола, участницы феминистского движения, экоактивисты, представители прочих политических движений и социальных инициатив. Возможность высказаться в приемлемой для себя форме привлекает самых разных людей. Появляются издания, посвященные вопросам философии и освещающие неудобные социальные вопросы. Наряду с ними существуют панк-поэзия и зины-художественные высказывания.
Об актуальности и разнообразии говорит Марта Руказенкова, заместитель директора галереи-мастерской ГРАУНД Солянка, одна из кураторов ГРАУНД Зин Феста: «Зиноделие — широкое поле для деятельности. Зин может быть с текстом и без, с нарративом и без, на любом доступном материале, с любой доступной формой брошюровки — от канцелярской скрепки, до хитрой склейки и прошивки с открытым корешком, издание может быть вообще без физического воплощения как такового — например, звукозин, записанный на sd-карту. Главное — чтобы была идея. И поскольку зин — это действительно доступная форма выражения себя — это есть и будет актуально».
До сих пор чёткого понимания, что такое зин, не существует. Точнее, каждый сам определяет для себя, что это такое.
До сих пор чёткого понимания, что такое зин, не существует. Точнее, каждый сам определяет для себя, что это такое.
Денис Крюков, основатель книжного магазина “Живёт и работает” и один из кураторов первого ГРАУНД Зин Феста, вспоминает, что «…как-то раз вместе со своим книжным магазином я поехал на книжный фестиваль в Новосибирск. В первый же день ярмарки подошёл мужчина зрелых лет и спросил, что такое зины. Я рассказал про культуру, про значение и про историю. Он покивал и двинул дальше. В конце дня появился снова и история повторилась. На следующий день пришёл опять. Я ему и говорю: «Старик, ты уже в третий раз подходишь и спрашиваешь у меня одно и то же. Тебе не кажется, что вот он и есть ответ на твой вопрос?»
С точки зрения Кати Бочавар, причин, почему именно ГРАУНД взялся за реализацию этого проекта было несколько. Прежде всего, актуальность зина как художественного высказывания росла, а ещё сказалось родство идеологии ГРАУНДа и зин-культуры в целом. И, конечно же, главный принцип зина — DIY (от англ. Do It Yourself — «сделай сам»).
«Самое главное в этой затее — так называемый DIY. Хотелось показать через этот проект, всем, кому это интересно, что если хочешь, чтобы что-нибудь было сделано — иди и делай это сам. Это, на самом деле, посыл ГРАУНДА в целом», — говорит Бочавар.
С точки зрения Кати Бочавар, причин, почему именно ГРАУНД взялся за реализацию этого проекта было несколько. Прежде всего, актуальность зина как художественного высказывания росла, а ещё сказалось родство идеологии ГРАУНДа и зин-культуры в целом. И, конечно же, главный принцип зина — DIY (от англ. Do It Yourself — «сделай сам»).
«Самое главное в этой затее — так называемый DIY. Хотелось показать через этот проект, всем, кому это интересно, что если хочешь, чтобы что-нибудь было сделано — иди и делай это сам. Это, на самом деле, посыл ГРАУНДА в целом», — говорит Бочавар.
На ГРАУНД Зин Фесте 2022 проходят мастер-классы по шелкографии и разным видам печати
Галерее-мастерской удалось заручиться финансовой поддержкой НКО и провести первое в России мероприятие, объединившее не только локальных российских авторов, но и художников из-за рубежа. Люди приехали из стран Прибалтики и из Украины, из Швейцарии, Франции и Германии.
«Первый ГРАУНД Зин Фест был поддержан Фондом Аксёнова, что дало возможность более свободно чувствовать себя в финансовом плане. И, так как фестиваль создавался как международный, то мы смогли привезти много участников из разных стран и изначально начать собирать мощное комьюнити людей, заинтересованных в «обмене премудростями», — рассказывает Марта Руказенкова.
Фестиваль «выстрелил». Оказалось, что современная зин-культура при адекватной подаче может быть коммерчески успешной. Помимо прочего, именно на первом ГРАУНД Зин Фесте была опробована практика коллаборации галереи-мастерской с художниками и организациями в рамках фестиваля.
На ГРАУНД Зин Фесте 2022 проходят мастер-классы по шелкографии и разным видам печати
«Мы делали, например, Книгу Непоэтов, которых было 78 или 79 человек! То есть огромное количество художников дали нам свои работы, которые иллюстрируют их же стихотворения. Это было на первом фестивале. В 2022 году мы сделали сборник из семи зинов с “ОКОЁМом”. “ОКОЁМ" — это объединение людей с ментальными особенностями, замечательных художников, остроумных поэтов. И мы сделали с ними семь зинов, а курировал это Сергей Катран», — рассказывает Катя Бочавар.
ГРАУНД Зин Фест создал сообщество зин-культуры: стал не просто ежегодной ярмаркой, но и платформой, на базе которой зиноделы получили возможность общаться и взаимодействовать. В рамках проекта ГРАУНД было принято решение развивать зин-направление, для чего, сразу после первого фестиваля был создан ГРАУНД Зин-Магазин. Сейчас в магазине продаются не только зины, но и малотиражная авторская графика, скульптуры, ювелирные украшения. Но начиналось всё с десяти зин-изданий, а сейчас на полках магазина их более двухсот различных наименований.
«Мы почти каждый день рассматриваем с кураторами новые заявки, которые художники присылают нам, отбираем, согласовываем и выставляем издания на полки магазина, — объясняет Полина Зосимова, куратор магазина. — Важен не только замысел, но и его реализация — бумага, печать, объекты».
ГРАУНД Зин Фест 2022 — концерт и презентация зинов совместно с мастерскими «ОКОЁМ» и интегрированным театром «Круг II»
«Зин не просто произведение полиграфического искусства — за каждым целая история художника с его, возможно, неграфическим прошлым. Это, может быть, человек, который занимается уличным искусством, граффити или инсталляцией или даже саунд-артом или ещё чем-то, казалось бы к книге не относящимся, но каким-то образом пришедший к зину, как к творческому высказыванию, — говорит Катя Бочавар. — Зин это попытка расширить самого себя, ещё одна попытка сделать себя понятым, рассказать о чём-то другому человеку; лёгкий и доступный способ. И, поскольку в зинах используются самые разные художественные приёмы, ты можешь поставить себе эти приёмы на службу, передать свою идею не только через слово, но и через форму. Между словом и молчанием, этими двумя крайностями, существует бесконечное и бесконечное количество форм выражения для автора».
Приходите в наш магазин — офлайн и онлайн. Мы обещаем, что вас невероятно вдохновят все разнообразные зин-формации — между словом и молчанием!