Читать

Мы вместе, потому что мы — разные

Молодые художники, жители одного района, все человечество — пять выставок в Москве, где объектом исследования является сообщество. Этот год ГРАУНД Солянка объявила годом сообществ. Именно объединенный коллектив сегодня может стать основой любых продуктивных изменений.

Биеннале «Артмоссфера», ЦСИ Винзавод

Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» проходит в Москве уже не первый год, но именно в этот раз — четвертый по счету — она посвящена теме общности и сообществ. На биеннале представлены работы более 40 авторов, которые объединились, чтобы осмыслить темы партнерства и коллективности через уличное искусство. Каждый художник, участвующий в проекте, находит свой ответ на вопрос о том, насколько акт творения индивидуален, почему художественное сообщество атомизировано, можно ли (и главное — нужно ли) что-то с этим делать. Глобальной метафорой этого поиска ответов может служить работа известного скульптора Григория Орехова, представленная на биеннале: посетители заходят внутрь большого морского контейнера и внутри из гипсовых стен вырезают свое искусство, чтобы в конце миру был явлен результат коллективной работы о восприятии времени. На целостность художественной среды указывает и само пространство биеннале, объединившее на этот раз ЦСИ «Винзавод», центр дизайна Arplay и арт-квартал вдоль Яузской набережной.
>>>

«Москва без окраин. Фили», Музей Москвы

В меняющемся городском ландшафте, и особенно на уровне районов, встречается много трудностей, которые жителям приходится преодолевать вместе. Общественное соучастие остается одной из главных тем современных урбанистических исследований. Но можно ли жителей одного конкретного района в крупном мегаполисе назвать сообществом? А есть ли у таких жителей общая память? На эти вопросы пытается ответить выставка о районе Фили в Музее Москвы — уже четвертая в цикле «Москва без окраин», посвященном, в широком смысле, районным сообществам. Пример района Фили здесь очень показателен: за сто лет он прошел путь от московского пригорода к одной из центральных городских локаций с развитым соучастием жителей. Новые жилые кварталы, сохранение островков природы, новомодное благоустройство — местная история передается из уст в уста и фиксируется краеведами, которые объединяются вокруг библиотек — наверное, самых значимых и активных культурных центров района. Именно устные истории жителей, легшие в основу экспозиции, позволяют осмыслить жизнь района как коллективный опыт.

На выставке можно будет узнать о Государственном космическом научно-производственном центре им. М. В. Хруничева, заводе «Рубин», Филевском парке, Храме Покрова Пресвятой Богородицы, регбийном клубе «Фили», Дворце культуры имени Горбунова и других известных местах, проследить развитие районов по фотографиям и фрагментам кинофильмов разных лет и почувствовать аромат Филей, разработанный московским парфюмером Александрой Глюк.

Посетителей ждет много необычных экспонатов и причудливых комбинаций из предметов и историй: украшения XII–XVI веков из коллекции Музея Москвы; эскизы спортивной формы, которую делили между собой регбийная и хоккейная команды; видеокассеты с пиратскими записями кинофильмов, приобретенные на Горбушке в 1990-х; кормушка для филевских синичек, созданная сотрудниками библиотеки; кастрюля-скороварка и макет ракеты-носителя «Протон», которые изготавливали на одном производстве и многое другое.
>>>

«Чувство локтя», SISTEMA GALLERY

Размышлять на тему сообществ можно и через обратные понятия — разобщенности, отчужденности, одиночества. В посттрадиционном обществе, в котором, согласно социологам, мы живем, сломаны привычные механизмы идентификации — гендерной, профессиональной, возрастной, — поэтому сообщества зачастую формируются не на основе сходств, а из осознания различий.

Художница Настя Антипова, автор инсталляции «Чувство локтя», в своем творчестве ищет формулу, которая могла бы наладить коммуникацию между людьми и объединила бы их в согласии. Всеобъемлющая инсталляция из ткани общей длиной 25 метров завешивает все пространство — стены и потолок выставочного зала. Формулой единения для художницы становятся «слоганы», изображенные на тканях. Они помогают осмыслить, как можно прийти к солидарности среди тех, у кого «нет ничего общего, но кто волей случая оказался вместе».
>>>

«Почему я человек», Музей Москвы

Выставка «Почему я человек», которая проходит в Центре Гиляровского, представляет человека как индивидуальное звено самого большого сообщества под названием человечество. Члены этого сообщества, на первый взгляд, ничем не объединены — но это только на первый взгляд. Чтобы осознать неявное сходство, автор, старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева Надя Пантюлина в девяти разделах выставки предлагает пуститься в самопознание и сыграть в игру по раскрытию себя. Экспозиция состоит из разделов: «Мир», «Среда», «Границы», «Индивидуальность», «Связи», «Ценность», «Безопасность», «Понимание», «Будущее». Каждый из них сложен из самых разных предметов, которые были созданы, собраны и сохранены людьми, и сконструирован таким образом, чтобы помочь увидеть неожиданные связи в эволюционном пути человека.

Изучение общих черт в этом контексте превращается в историю о современных людях и их отношениях друг с другом. На первый план выходят знакомые всем чувства: сомнения, доверия, ошибки выбора, непонимания. Задавая вопрос «Почему я человек?», Пантюлина предлагает свой язык для описания меняющегося мира, где самый важный навык — договариваться с непохожими. С помощью этого языка посетитель может открыть в себе родственные связи длиной в миллионы лет, лучше понять и осознать чужое поведение. Автор при этом не проводит черту между индивидуальностью и коллективностью, а наоборот, утверждает, что они сосуществуют в гармонии.
>>>

«Пульсирующая материя», ЦТИ «Фабрика»

Социолог Жан-Люк Нанси, один из основоположников современной теории сообществ, представлял сообщества как некие комнаты: мы все в течение жизни переходим из одной в другую, где-то задерживаясь дольше, а где-то короче. «Бытие-сообща» — это сосуществование без иерархии и лидерства в группе, где налажены горизонтальные связи. Демонстранты с транспарантами, фанаты семитомного фэнтези или зрители, объединенные красотой спектакля, — это все сообщества.

Экспериментальный проект Центра творческих индустрий «Фабрика» и Института современного искусства Иосифа Бакштейна называется «Пульсирующая материя». Он представляет мир как сеть сообществ, которые пересекаются и вступают друг с другом в отношения. В центре внимания — молодые художники, которые объединены общим стремлением заметить и отразить новое, экспериментировать и ставить под вопрос привычные форматы высказывания. В основу их размышлений и исследований лег такой феномен как «пробуждение вещей». Художники изучают разные уровни взаимодействия между человеком и неодушевленными предметами. В их творчестве граница между процессом и вещью размывается, а материя, с которой они работают, как бы оживает, «пульсирует», сближая в конечном итоге эстетический опыт с производством знания.
>>>
И приходите на ГРАУНД Солянку — с 27 июля у нас открывается выставка, сделанная при сотрудничестве сообществ художников и музыкантов!

Подробнее здесь https://solyankagallery.ru/proscape