Читать

Три места, где тебя точно услышат

Ансамбль Reheard

ГРАУНД Солянка, Российская академия музыки им. Гнесиных (РАМ) и Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) объединились и с 11 по 14 октября провели фестиваль Gnesin Contemporary Music Week. В нашей рубрике «По горячим следам» Ксения Ламшина рассказывает об этом уникальном фестивале.

Вот уже второй год ГРАУНД Солянка сотрудничает с Gnesin Contemporary Music Week, а вообще это пятый по счёту фестиваль-лаборатория современной музыки. Проект появился в 2018 г. по инициативе студентов и аспирантов Российской академии музыки имени Гнесиных. Лаборатория направлена на создание, изучение и исполнение современной музыки.


13 октября в ГРАУНД Солянке при полном зале прошёл концерт-перформанс под названием «Объекты и субъекты». Главной темой было исследование разных способов взаимодействия людей: друг с другом, с музыкальными инструментами и произведениями, бытовыми предметами и объектами. Связующим звеном стали эпизоды оперы британского композитора Тима Паркинсона Time with people, где он сочетает произнесение текстов с музыкальными и шумовыми звуками. Проговоренный в разных ритмах текст как дополнительный инструмент, мусор как способ звукоизвлечения — соединения привычных по отдельности звучаний в непривычную мозаику — это красиво, это интересно, и это уже точно не что-то слишком андеграундное.

Программа фестиваля этого года связана с мультимедийной и электроакустической композицией и с Янисом Ксеникисом. Лет пять назад это показалось бы космическим андеграундом, сегодня же вполне привычным и даже родным.


С одной стороны, практически все современные композиторы в той или иной степени обращаются к жанрам мультимедийной и электроакустической музыки, с другой, может, строго говоря, уже и нет никаких границ жанра. Мы видим достаточно скомплектованную группу любимых композиторов, кочующих из ГЭС-2 на фестиваль на Камчатку, затем в ГРАУНД Солянку и через Гнесинку в Рахманиновский зал и далее по кругу. Кстати, именно сейчас и до 6 ноября в ГРАУНД Солянке проходит выставка Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ), в которой композиторы принимают участие уже и в ипостаси художников.


Сегодня мы наблюдаем, как не самая простая, но самая «затейная» музыка всё больше популяризируется. А значительное расширение аудитории всегда и для всех имеет большое значение. В итоге расширяется круг вовлечённых в новую академическую музыку, происходит колоссальный приток нового поколения, и это уже те, кто следует за героями книги Сергея Уварова «Голос миллениалов», композиторы поколения 30-летних — те, кто родился в эпоху перестройки и сразу после неё, — и эти люди имеют совершенно другие другие технологии популяризации такого рода музыки и самих себя как композиторов и исполнителей. Другое поколение, другие способы продвижения, страсть, органичность мультимедийной музыки в современном мире, и огромный труд всех активных участников этой сферы последние лет 20-30 — всё это вместе и даёт ощущение, что мы прямо живём в период расцвета и видимости новой музыки. Кстати, в фестивале принимал участие ансамбль теоретиков. Это отдельное прекрасное событие — когда люди, изучающие что-то, буквально пробуют всё на себе.


Но существует и достаточно назойливый спектр проблем. В образовательных курсах практически не встретишь блоки, связанные с новой академической музыкой. Все композиторы говорят одно и тоже: пока на уровне музыкального образования не появятся в программах сочинения композиторов второй половины XX века, а может ещё и современных композиторов, исполнительские навыки воспитываться не будут. Об этом часто говорит Николай Попов, директор и художественный руководитель ЦЭАМа, — это ровно то, чем в первую очередь он и занимается с тех пор, как возглавил центр — популяризацией электроакустической музыки. И ровно этим занимается фестиваль Gnesin Contemporary Music Week. Фестиваль делают весьма молодые люди, исходившие из очень простого понимания, – пока сам не создашь площадку для исполнения, размышления, даже коворкинга для себя самих (теоретиков, композиторов, исполнителей), никто тебе подобную платформу не предоставит. Такая самоорганизация не может не нравиться.


Ещё одна из проблем, о которой мало, кто задумывается: у нас практически нет площадок, оснащённых для подобных концертов необходимым оборудованием. Николай Хруст, Николай Попов и их друзья-коллеги в командировки берут микроскопические рюкзаки с личными вещами и огромные чемоданы с оборудованием и инструментами.

Но братство трёх площадок в организации Gnesin Contemporary Music Week и поддержка, которую долгие годы оказывает ГРАУНД Солянка развитию электроакустической музыки, безусловно, придают надежды на расширение границ новой музыки.