Читать

Нет — зимней спячке, Да — творческому пробуждению!

На фото: Галя Галеева

Первая в истории ГРАУНД Солянки программа для детей и подростков — «Детская студия имени Даниила Хармса», будет работать в новогодние каникулы (2 — 7 января). Студия посвящена истокам искусства начала XX века, а проводником в этом увлекательном путешествии послужит литературное произведение великого Даниила Хармса. Один из кураторов зимнего лагеря Галя Галеева рассказала, чем студия похожа на семью, а Хармс — на ребёнка и почему макароны с сыром сближают больше, чем самые серьёзные слова.
Вероника Георгиева: Галя, темой программы зимнего лагеря вы выбрали стихотворение «Сорок четыре весёлых чижа». Почему это произведение? Почему Хармс?

Галя Галеева: Стихотворение про весёлых птичек, которые прилетели и начали устраивать свой быт, на первый взгляд, простое и детское. Но у стихотворения есть оборотная сторона — оно про детей из 6-го Ленинградского детского дома на Фонтанке, о том, как дети строили общество, свой быт, были друг для друга семьёй. Они старались быть позитивными, весёлыми, и всё у них, вроде как, было хорошо. Рождество, рождественские праздники — это всегда семья, и мы хотим с ребятами, которые к нам придут, тоже создать некую семью, где мы вместе будем и печку топить, и кашу варить, и костюмы шить, и музыку свою делать. А почему Хармс? Хармс стал известен, конечно, как детский писатель, хотя достаточно иронично относился к детям, можно даже сказать, что детей он не любил, как сам и писал. Но он был творческий и многогранный человек, и его инфантильность — он вроде как взрослый, а ведёт себя как ребёнок — не мешала ему быть прекрасным писателем и человеком. Можно быть взрослым и вести себя как ребёнок, но и ребёнок может быть взрослым. Стирается возрастная рамка, и эта история без возраста интересна и понятна всем — и очень маленьким и самым-самым взрослым. История, с одной стороны, игровая — чижи что-то делают, играют на музыкальных инструментах, едут в гости. А можно воспринимать это и со взрослой стороны — это дети из детдома, родители которых погибли в гражданскую войну и во время революции. Дети остались сиротами, жили в детском доме и выстраивали свои отношения. Самуил Яковлевич Маршак, который был соавтором этого произведения, как ни спорно его мнение, считал, что новый человек с новым мышлением может появиться только в детском доме.

ВГ: При всём уважении к Самуилу Яковлевичу, мы предпочтём побольше счастливых семей… Одной из таких «семей» была редакция ленинградского «Чрезвычайно Интересного Журнала», ещё одного «ЧИЖа», с которым сотрудничал Хармс.

ГГ: Да, по воспоминаниям главреда Нины Гернет, эта «.. редакция была весёлая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации».

И в нашей программе — воссоздать весёлую рабочую атмосферу редакции «ЧИЖа» и изучить с детьми основы самиздата, вдохновляясь другим Хармсовским журналом. Где есть такой устав: «Журнал “Тапир” основан Даниилом Ивановичем Хармсом. Сотрудничать в журнале может всякий человек достигший совершеннолетия, но право приёма или отклонения материала принадлежит всецело одному Даниилу Ивановичу Хармсу».
Фестиваль в Выксе

ВГ: Да, достаточно высокая степень всецелости... А какая степень контроля присутствует в ваших с детьми отношениях? Принимаете ли вы всё, что они придумывают, или, может быть, что-то пресекаете?

ГГ: Мы принимаем всё, что бы они ни придумали, и раз мы собрались творить, каждая их идея ценна. Мы можем, конечно, давать какие-то советы по реализации, потому что у детей бывают прекрасные, супер-гениальные идеи, которые они не знают, как воплотить. И тогда им нужна помощь взрослого, опытного человека, который бы сказал: «А давай сделаем вот так. Может быть, это будет немножечко расходиться с твоей первоначальной идеей, хотя, может быть, и нет, но вот тогда у нас получится то, что ты задумал». Я приветствую все детские идеи. В моей педагогической практике не было ни разу такого, чтобы я отвергла какую-то детскую идею. И, надеюсь, такого никогда не будет, я детям доверяю. Это самое сложное — довериться детям. У взрослых есть некие ожидания по эстетике того, что они создают. Но родители всегда радуются тому, что делает их ребёнок. У детей потрясающие идеи, и если дать им в руки хороший инструмент для реализации, то у них получаются очень смелые объекты и журналы. А что касается журнала «Тапир», Хармс его так и не реализовал. Это была прекрасная идея — самиздат-журнал, уникальная вещь, самый настоящий зин, где ты выставляешь свои правила — а почему бы и нет, это же твой журнал. Кстати, чтобы получить доступ к журналу, почитать его записи и посмотреть иллюстрации, нужно было пойти к Хармсу и заплатить 50 копеек за этот секретик. А так ни в каком ларьке вы его купить не могли. Другой вопрос, согласится ли кто-то писать в этот журнал. А может быть, наоборот, образуется новое сообщество людей.

ВГ: В этом смысле ваше сотрудничество с ГРАУНД Солянкой, на мой взгляд, — идеальное. Галерея известна своим сообществом зиноделов. У ребят будет уникальная возможность ознакомиться в магазине ГРАУНДа с одной из самых полных коллекций зинов, полистать такие разные зины художников, вдохновиться, а может даже и продать свой. Для участников это может стать стимулом. И даже не столько для того, чтобы заработать денег, а сколько убедиться в том, что их творчество ценится. Вообще, у вас очень насыщенная программа. Я вижу, что запланирована экскурсия в мастерскую «ДЭЗ №5». Как вы связаны с этой мастерской?

ГГ: Мне очень нравится то, что делают ребята из художественной мастерской «ДЭЗ №5». Я хотела, чтобы мой ребёнок туда ходил, но мой ребёнок любит немножечко другой формат — что ж, это её право, её выбор. Я бы с удовольствием сама туда ходила. Параллельно с нашей Мастерской в ГРАУНД Солянке будет проходить итоговая выставка ребят из «ДЭЗ №5». Наши форматы близки. Это не академическое искусство. В их выставке тоже присутствует безвозрастная тема — у каждой скульптуры есть своя история, к каждой работе есть экспликация. Современному искусству нужны объяснения, это значит, что ребёнку пришлось приложить усилие, чтобы дать обоснование своему объекту, чтобы этот объект мог взаимодействовать с другим зрителем — и маленьким, и взрослым.
ВГ: У вас будет преподавать кто-то из «ДЭЗ №5»?

ГГ: Да, мы решили пригласить некоторых ведущих. В «ДЭЗ №5» очень сложно попасть, это не зависит от вашего статуса, имени или социального положения. Занятия бесплатные, но входной билет каким-то волшебным образом получить хоть и реально, но сложно. А у ребят, которые будут в «Мастерской Даниила Хармса» будет возможность позаниматься в студии «ДЭЗ №5» и создать свои объекты.

ВГ: Да, вы нашли отличную лазейку. Галя, вот ты говоришь, что вы доверяете детям. Ты встречалась с такими детьми, которые тебе не доверяют? Сталкивалась ли ты с ситуацией, когда, прежде чем начать что-то делать, нужно, что называется, «растопить лёд»?

ГГ: Порой бывает, что дети с первого взгляда не доверяют. Они имеют на это полное право. Я для них новый человек, кому-то из них нужно присмотреться. Помогают разговоры. Я люблю поговорить, рассказать что-то. Например, представляюсь и говорю, что меня зовут Галя Галеева, а чтобы не забыть можно запомнить как Галилео Галилей. Их это веселит. Ещё я говорю, что я художник, иллюстратор, но больше всего на свете я люблю макароны с сыром. И тут, конечно, я нахожу союзников, потому что многие любят макароны с сыром. И мы можем пообсуждать, потому что у нас есть общая тема, которая сближает. Кто-то, например, говорит, я ненавижу макароны с сыром! Я говорю, тогда отдай их мне, я с удовольствием съем. Что касается детей постарше, то им, конечно, хочется рефлексировать на какие-то более взрослые темы. Например, кто-то захочет поговорить о Хармсе или о детском доме. Может быть, у них есть опыт общения с такими детьми. Мне самой, мне лично это интересно. Мне лично интересно детское восприятие, такое непосредственное, такое открытое, когда, кажется, ты можешь всё. Ты можешь сделать зин и продать его, или можешь что-то написать в журнале или, как Хармс в «Тапире», за определённую сумму открывать доступ к написанному. Вот эта вот свобода безграничная. В этом детском мире всё возможно, и я хочу и стараюсь идти навстречу. А дети, действительно, бывают разные. Редко кто-то не доверяет, но такое случается.

ВГ: Трудно не довериться макаронам с сыром. (смех)

ГГ: В нашем лагере будет перерыв на небольшой обед. Но, скорей всего, дети с собой принесут бабушкины пироги и салат оливье с новогоднего стола. Я тоже свои пироги принесу.
Фестиваль в Выксе

ВГ: Главное, не заляпать майонезом такой прекрасный свитшот. (смех) Что означает буква «Ы» на твоём свитшоте?

ГГ: Это новый символ фестиваля в Выксе. Три года его арт-директором был Фёдор Павлов-Андреевич, со следующего года куратором будет Катя Бочавар.

ВГ: Ты принимаешь участие в фестивале в Выксе?

ГГ: Я — креативный продюсер детской программы этого фестиваля.

ВГ: Уже есть планы на следующее лето?

ГГ: Да, планы есть. Сделать открытые мастерские. Осуществить, может быть, какие-то театральные постановки, кстати, тоже по творчеству ОБЭРИУтов (ОБЭРИУ́ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде. ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск и поэтику абсурда), к которым относился Хармс. И чтобы это было как можно более инклюзивно со всех сторон. Я же ещё учитель в школе для детей с особенностями ментального развития, поэтому тема инклюзии для меня крайне важна.

ВГ: В последнее время есть ощущение, что люди стали больше об этом думать, многие музеи и институции стали чаще делать программы для людей с ментальными особенностями. ГРАУНД Солянка сейчас активно развивает инклюзивные программы.

ГГ: Да, сейчас этому больше внимания уделяется. У художников вообще эта грань размыта, можно быть художником без особенностей, а можно быть художником с ограниченными возможностями здоровья. Да, конечно, это здорово. Я планирую открыть в ГРАУНД Солянке в детских мастерских отдельное направление для детей с ОВЗ, где мы будем делать работы, проекты, потому что у этих детей есть какая-то потрясающая супер-сила, талант, то, что не дано, как мне кажется, обычным людям. У них какое-то абсолютно другое чутьё, особая манера изображения, потому что их мир, он — другой. Если говорить про людей с аутизмом, то мы не можем себе даже представить, какой он. Ни один специалист на свете не может сказать, как воспринимает мир человек с нарушением аутистического спектра. Но если мы будем оценивать таких людей по диагнозу, получится, что мы игнорируем какую-то их творческую составляющую. А мне хотелось бы, наоборот, взять за основу этот их творческий порыв, он у них огромный, это необходимый им язык, инструмент самовыражения и вообще общения с этим миром. И мне кажется это здорово, и мы таким образом можем наладить контакт и общение. И общаться друг с другом при помощи искусства и детских творческих студий. Такая поддержка необходима и самим родителям. Для них она, как мне кажется, часто важна даже намного больше. Как чувствуют себя родители, так же чувствуют себя и дети.
На фото: Саша Рудик из детской студии им. Даниила Хармса
ВГ: Ваш зимний детский лагерь — это первая ласточка целого ряда запланированных программ для детей и подростков в ГРАУНД Солянке. Какой следующий проект?

ГГ: Уже с января мы хотим запустить студию «Брафальство», это московская детская студия арт-терапии от известной студии «САМО», которая, кстати, тоже была в Выксе. Формат студии «Брафальство» — занятия с детьми, где большое значение уделяется пониманию своих ощущений, эмоций, в том числе, через творческое высказывание. Но у нас большие планы — в дальнейшем студий будет больше и они будут совершенно необычные. Например, у нас планируется звуковая лаборатория, где ребята смогут изучать музыку и звук совсем с новых ракурсов и даже запишут альбом, смогут придумать, сконструировать и сшить «стройкостюм», будут строить макеты и делать скульптуры, будет своя микро-зин лаборатория и многое другое!

ВГ: Потрясающие планы. Можно мне присоединиться? (смех) Галя, ты по образованию инженер-эколог. Для тебя важна утилизация отходов.

ГГ: Да. Мы будем создавать новое, оглядываясь на старое, — маски из картонных обрезков, декорации и музыкальные инструменты из того, что уже не нужно. У нас там будет стеклофон, мы будем играть на бутылках. Скажем так, мы даём вторую жизнь тем вещам, которые иначе бы оказались выброшенными. И в этом мы идеологически сходимся с ГРАУНД Солянкой, где всегда осознанно относятся к переработке и использованию всех материалов.

ВГ: В лагере детей ждут ежедневные встречи с известными художниками, музыкантами, хореографами, архитекторами и режиссёрами для совместной работы над творческим проектом. Что станет результатом недели, проведённой в Студии?

ГГ: Будет показ спектакля по стихотворению Хармса «Весёлые чижи» с рукотворными декорациями, записанной самими ребятами музыкой, созданными масками и зинами. Сам спектакль — это и есть квинтэссенция всей недели в Рождество, результат шестидневного творческого путешествия. Я буквально жду этого дня, как ребёнок — Рождества.


А мы очень ждём ваших детей в «Детской студии имени Даниила Хармса». А на итоговый спектакль 7 января приглашаются все желающие. Не пропустите!