Видео-работа художницы Гузель Марсовной в ГРАУНД Солянке предлагает полюбить свой страх, превратить его в возможность собственного обнуления и переформатирования.

Каждый раз во время взлета самолета Гузель проживает знакомое многим ощущение — самолет может упасть. Это ощущение она облекла в форму «бессознательного письма», которое получило визуализацию благодаря нейросетям.
Современный художник потому и современный, что очень любопытен к любым новейшим веяниям. И может не только представить в аудио-видео версии собственную авторскую книгу или журнал, но и дать своим работам жить параллельной жизнью в мире нейросетей.
В сентябре прошлого года в ГРАУНД Солянке прошел восьмой ежегодный ГРАУНД Зин Фест. На этот раз по следам традиционной ярмарки галерея провела мини-кинофестиваль на тему представленных авторами зинов. Методом зрительского голосования было отобрано три видео-проекта, которые по очереди выставляются в зин арке Солянки.
Сейчас в ГРАУНДе можно увидеть один из таких фильмов, созданный художницей Гузель Марсовной (Фатхутдиновой).
Современный художник потому и современный, что очень любопытен к любым новейшим веяниям. И может не только представить в аудио-видео версии собственную авторскую книгу или журнал, но и дать своим работам жить параллельной жизнью в мире нейросетей.
В сентябре прошлого года в ГРАУНД Солянке прошел восьмой ежегодный ГРАУНД Зин Фест. На этот раз по следам традиционной ярмарки галерея провела мини-кинофестиваль на тему представленных авторами зинов. Методом зрительского голосования было отобрано три видео-проекта, которые по очереди выставляются в зин арке Солянки.
Сейчас в ГРАУНДе можно увидеть один из таких фильмов, созданный художницей Гузель Марсовной (Фатхутдиновой).

Марина Лутковская: Гузель, расскажи, почему ты решила участвовать в опен-колле этой новой видео-программы?
Гузель Марсовна: В моей творческой деятельности я часто обращаюсь к видео-арту, поэтому и откликнулась. До этого я не видела ничего подобного в ГРАУНД Солянке, и мне было интересно поучаствовать в новом проекте.
МЛ: Где ты получала опыт создания видео-арта? Ты где-то этому училась, или, возможно, учишься сейчас? Или это уже какая-то твоя дополнительная самостоятельная история?
ГМ: Это больше самостоятельная история. На бакалавриате я обучалась на графического дизайнера и дизайнера интерьеров. В данный момент обучаюсь в магистратуре ArtTECH НИТУ МИСИС на программе «Технологическое искусство». А к видео-арту я пришла самостоятельным путем. В свое время мой папа занимался видеомонтажом и видеосъемкой. Поэтому дома у нас часто присутствовала творческая атмосфера, где я могла экспериментировать и практиковаться в этой области.
МЛ: Твоя работа создана в нейросетях, и я всё пыталась угадать, в каких. Я тоже обращаюсь к этому жанру и мне интересно наблюдать, как какие-то очевидные признаки нейросетей становятся всё менее явными.
ГМ: А ты как думаешь — в каких?
МЛ: Ну, вот мне показалось, что ты использовала Runway…
ГМ: Да, вот как раз в нейросети Gen-2 от Runway AI.
Гузель Марсовна: В моей творческой деятельности я часто обращаюсь к видео-арту, поэтому и откликнулась. До этого я не видела ничего подобного в ГРАУНД Солянке, и мне было интересно поучаствовать в новом проекте.
МЛ: Где ты получала опыт создания видео-арта? Ты где-то этому училась, или, возможно, учишься сейчас? Или это уже какая-то твоя дополнительная самостоятельная история?
ГМ: Это больше самостоятельная история. На бакалавриате я обучалась на графического дизайнера и дизайнера интерьеров. В данный момент обучаюсь в магистратуре ArtTECH НИТУ МИСИС на программе «Технологическое искусство». А к видео-арту я пришла самостоятельным путем. В свое время мой папа занимался видеомонтажом и видеосъемкой. Поэтому дома у нас часто присутствовала творческая атмосфера, где я могла экспериментировать и практиковаться в этой области.
МЛ: Твоя работа создана в нейросетях, и я всё пыталась угадать, в каких. Я тоже обращаюсь к этому жанру и мне интересно наблюдать, как какие-то очевидные признаки нейросетей становятся всё менее явными.
ГМ: А ты как думаешь — в каких?
МЛ: Ну, вот мне показалось, что ты использовала Runway…
ГМ: Да, вот как раз в нейросети Gen-2 от Runway AI.

МЛ: Твоя видео-работа о страхе полетов. Ты действительно так боишься летать?
ГМ: В целом я летать не боюсь, но, каждый раз находясь в самолете, я переосмысливаю свою жизнь, свои поступки. Это такая тестовая ситуация для моей души, можно сказать — точка обнуления.
МЛ: А текст, который используется в работе — чей он? Он тоже сгенерирован нейросетью?
ГМ: Нет, это мой текст. Моя художественная практика, которая называется «Бессознательное письмо». Она происходит таким образом, что в состоянии, когда меня переполняют разные эмоции, чувства, я стараюсь это сразу же зафиксировать в текстовом формате. Не даю себе право изменить что-либо в угоду красивого изложения. И только спустя некоторое время вновь возвращаюсь к записям, перечитываю их. Для меня это определенный способ взглянуть на свое бессознательное «Я». Осознать для себя что-то новое. В дальнейшем я уже использую всё это в творческих работах.
МЛ: Как давно ты занимаешься такой практикой?
ГМ: Как конкретная практика бессознательное письмо сформировалось у меня года три назад. А начиналось всё с таких дневников эмоций, в которых было очень много текста. И постепенно это трансформировалось в более короткие лаконичные высказывания. Иногда рифмованные неким образом. То есть я буквально наблюдаю некий процесс перевоплощения. И не знаю, к чему это дальше меня приведет. Но очень интересно, что всё это складывается естественным образом.
МЛ: Ты работаешь в основном с нейросетями, или всё же еще что-то снимаешь на привычные инструменты?
ГМ: С нейросетями я больше познакомилась на магистратуре. Для создания короткометражных фильмов и видео-артов я, конечно, использую видеокамеру и программы для монтажа.
МЛ: Расскажи подробнее про свой зин?
ГМ: В прошлом году на ГРАУНД Зин Фесте был представлен мой зин. В нем была собрана небольшая часть моих бессознательных писем. На их основе посредством нейронных сетей созданы изображения, а также их расшифровка. Я исследовала способность нейросети, которая по сути обучалась на коллективном сознании людей расшифровать бессознательное письмо человека. Зин называется «Нейронное декодирование».
ГМ: В целом я летать не боюсь, но, каждый раз находясь в самолете, я переосмысливаю свою жизнь, свои поступки. Это такая тестовая ситуация для моей души, можно сказать — точка обнуления.
МЛ: А текст, который используется в работе — чей он? Он тоже сгенерирован нейросетью?
ГМ: Нет, это мой текст. Моя художественная практика, которая называется «Бессознательное письмо». Она происходит таким образом, что в состоянии, когда меня переполняют разные эмоции, чувства, я стараюсь это сразу же зафиксировать в текстовом формате. Не даю себе право изменить что-либо в угоду красивого изложения. И только спустя некоторое время вновь возвращаюсь к записям, перечитываю их. Для меня это определенный способ взглянуть на свое бессознательное «Я». Осознать для себя что-то новое. В дальнейшем я уже использую всё это в творческих работах.
МЛ: Как давно ты занимаешься такой практикой?
ГМ: Как конкретная практика бессознательное письмо сформировалось у меня года три назад. А начиналось всё с таких дневников эмоций, в которых было очень много текста. И постепенно это трансформировалось в более короткие лаконичные высказывания. Иногда рифмованные неким образом. То есть я буквально наблюдаю некий процесс перевоплощения. И не знаю, к чему это дальше меня приведет. Но очень интересно, что всё это складывается естественным образом.
МЛ: Ты работаешь в основном с нейросетями, или всё же еще что-то снимаешь на привычные инструменты?
ГМ: С нейросетями я больше познакомилась на магистратуре. Для создания короткометражных фильмов и видео-артов я, конечно, использую видеокамеру и программы для монтажа.
МЛ: Расскажи подробнее про свой зин?
ГМ: В прошлом году на ГРАУНД Зин Фесте был представлен мой зин. В нем была собрана небольшая часть моих бессознательных писем. На их основе посредством нейронных сетей созданы изображения, а также их расшифровка. Я исследовала способность нейросети, которая по сути обучалась на коллективном сознании людей расшифровать бессознательное письмо человека. Зин называется «Нейронное декодирование».

Я родом из Уфы. И с 2022 года являюсь со-основателем творческого объединения деятелей искусства INDEX. На ГРАУНД Зин Фесте также был представлен зин этого объединения, в нем художники исследовали локальный контекст родного города. В основном объединение создает проекты/со-бытия на основе пяти органов чувств в сфере медиа искусства, инсталляций, перформансов, издательства зинов.
МЛ: Интересно! Но вернемся к нейросетям. Мне кажется, что в принципе создание видео в нейросетях имеет много общего с бессознательными процессами. Потому что это же не мы сами всё это делаем. Мы только делегируем какие-то наши мысли, пишем специальные, пусть даже очень подробные промпты, чтобы нейросеть за нас представила то, что у нас в голове. Но они же всё равно никогда не отображаются в точности. Мы как будто заказываем свой сон программе, и она соответственно своим возможностям пытается его изобразить.
ГМ: Да, согласна.
МЛ: Собираешься ли ты продолжать свои эксперименты с нейросетями?
ГМ: Да, конечно. Потому что это очень быстро развивающаяся сфера и здесь очень много всего можно еще воплотить.
МЛ: Ты участвуешь со своими видео-работами в каких-то конкурсах?
ГМ: С нейросетями пока нет. Но вот один короткометражный фильм — «Отражение» — будет участвовать в выставке в галерее «Артишок» в феврале. До этого его показывали в Санкт-Петербурге на «Фестивале Уязвимого Видеоарта». Я стараюсь использовать разные возможности, чтобы развивать и транслировать свое творчество.
МЛ: Интересно! Но вернемся к нейросетям. Мне кажется, что в принципе создание видео в нейросетях имеет много общего с бессознательными процессами. Потому что это же не мы сами всё это делаем. Мы только делегируем какие-то наши мысли, пишем специальные, пусть даже очень подробные промпты, чтобы нейросеть за нас представила то, что у нас в голове. Но они же всё равно никогда не отображаются в точности. Мы как будто заказываем свой сон программе, и она соответственно своим возможностям пытается его изобразить.
ГМ: Да, согласна.
МЛ: Собираешься ли ты продолжать свои эксперименты с нейросетями?
ГМ: Да, конечно. Потому что это очень быстро развивающаяся сфера и здесь очень много всего можно еще воплотить.
МЛ: Ты участвуешь со своими видео-работами в каких-то конкурсах?
ГМ: С нейросетями пока нет. Но вот один короткометражный фильм — «Отражение» — будет участвовать в выставке в галерее «Артишок» в феврале. До этого его показывали в Санкт-Петербурге на «Фестивале Уязвимого Видеоарта». Я стараюсь использовать разные возможности, чтобы развивать и транслировать свое творчество.

Дружите с нейросетями и приходите погружаться в бессознательное в ГРАУНД Солянку до 16 февраля включительно!