Читать

Новинки магазина ГРАУНД Солянки

Наступает время подарков. В нашем магазине вы точно найдете самые нестандартные подарки — произведения тиражного искусства с уникальными историями. Можно ли повесить на уши пленку старых аудиокассет? Почему работа с керамикой — это соль и боль? На каком языке вода разговаривает с человеком?

Лунограммами художница Лара Федотова называет следы природной субстанции, отпечатанные на поверхности фотобумаги, которая была погружена в воду при ярком лунном свете. Свою авторскую технику, работающую по принципу фотограмм, художница придумала, вдохновившись работами авангардистов Ласло Махой-Надя и Ман Рэя.

Работать приходится в полевых условиях — произведения «новой речной семиотики» создаются ночью в реке при сияющей луне. На фотобумаге под действием отраженного света под водой проявляются речные потоки и воронки, взвесь ила и части прибрежных растений. Все это не может поймать обычный взгляд, но могут лунограммы.

«После первых же лунограмм я поняла, что ожидать ничего невозможно, потому природные силы намного больше человека, стихия глобальнее. Каждый раз получается волшебство», — делится художница.

Основная цель Федотовой — не получить художественный объект ради объекта, а найти новый смысл, связать означающее и означаемое. Возможно, анализируя изображения, со временем удастся создать знаковую систему — новую семиотику реки, язык, на котором природа говорит с человеком под воздействием космических сил.

Некоторые вещи исчезли из нашей жизни, но продолжают жить в памяти и вызывают сильные эмоции. Это может быть чокер с бабочкой, купленный с мамой к выпускному вместе с платьем, или бусины из сливовых косточек, которые так хорошо было делать летом в детстве, пусть даже бусины и не сложились в бусы. Личные истории друзей о дорогих сердцу вещах вдохновили Лену Четверик на серию брошей-черепков, которую художница назвала «Нежно-потерянное».

Обожженные броши из каменной массы сами по форме выглядят как обломки чего-то большого — бóльшего, чем мы можем увидеть, просто глядя на изделие. «Ископаемые душевных переживаний», прошедшие сквозь время, отсылают не к конкретным событиям, а к ощущениям от воспоминаний.

«Я взяла каменную массу, с которой взаимодействовала особым образом, что дало неровный край и трещины этим объектам. А перед обжигом покрывала их матовой глазурью, от этого глиняные броши выглядят как ископаемые камни», — говорит автор.

Броши сделаны полностью вручную — от камушка до рисунка на нем и иглы. Рисунки художница процарапывала на подсохшей глине, а затем в получившиеся щели втирала ангоб. Получился эффект как от сухой иглы, с которой Четверик работает в графике. К кастам из латуни Лена сама припаивала замки, сама точила иглы, чтобы у личных историй была «крепкая, обнимающая их защита».

Соль, лежащую у вас на кухне, можно легко превратить в произведение искусства. Из солевого раствора в процессе кристаллизации образуются причудливые фигуры непредсказуемой формы.

Глина — материал пластичный и податливый, но тоже весьма непостоянный. Художница Мария Титова признается, что в случае с керамикой условия диктует материал: никогда не знаешь точно, что получится в результате. Этот парадокс автор и называет «Солью» — ощущением, которое вылилось в серию «кристаллизовавшихся» работ — скульптурных объектов об удачах и неудачах, опыте, попытках попробовать снова и не пробовать больше никогда. Керамические объекты, по мнению художницы, в процессе создания становятся правдивее, чем в представлениях о том, какими они должны быть.

Для самой Марии работа с керамикой — это своего рода душевная практика. «Каждый объект — это кристаллик, крупица какой-то части меня самой. Не кристаллизовав ее, я бы так о ней и не узнала», — объясняет художница. Поэтому остается просто отдаться материалу и наблюдать, что получается в итоге.

Браслеты Аси Бикмулиной

Нежно-дерзкое барокко — так определяет стиль своих украшений Ася Бикмулина, основательница бренда Electric Milk. В своих изделиях художница переосмысливает утилитарную составляющую украшений: браслеты на ладонь («Шарики и камушки», «Оникс», «Белые ножки») чересчур блестящие и намеренно вычурные, что полностью соответствует выбранной эстетике.

«Чтобы быть яркой, можно носить браслет не на запястье, а на ладони. Вместо ободка носить блестящую корону. А браслеты на запястье носить по два на каждое или по три на одно, чтобы выглядело как манжет», — уверена Ася.

Барокко наиболее явно выражается в сфере сакрального, и украшения художницы не исключение. Они часто являются продолжением «сакральных» работ художницы. Ободки напоминают нимб — это, если угодно, следующая стадия после короны. А блестящие браслеты дерзко-нежно искрятся на ладонях и расходятся лучами в разные стороны.

Сережки из видеопленки от VHS Bags

Какой длины должен быть фильм на пленочной кассете, чтобы из ее ленты можно было связать что-нибудь полезное, например сумку или клатч? Ирина Зверкова, создательница бренда VHS Bags, называет себя «дочерью видеопирата» и точно знает ответ на этот вопрос: если фильм трехчасовой, то сумка получится вместительная.

Пленочные кассеты для художницы — нечто большее, чем ностальгический привет из 1990-х. Из старых невостребованных «вэхаэсок», которые зачастую оказываются на помойке, она вяжет полезные аксессуары и необычные украшения. Кассета с любимым фильмом «День сурка» превращается в сумочку, а концерт группы Metallica — в блестящие черные сережки.

«Видеопленка — нестандартный материал для вязания, изделия из нее получаются очень легкими и прочными. При этом она не поддается машинной обработке — вязать можно только руками крючком или на спицах», — объясняет Ирина. Кроме того, пленка долговечна, а значит, ее можно использовать еще несколько раз с заботой о природе.

Серьги Spongia Ovale Black были одним из первых украшений, созданных из кассетной пленки. Теперь запись группы Metallica официально можно носить на ушах, храня близкие сердцу эмоции при себе и удивляя знакомых необычным украшением. Автор считает, что VHS-изделия подходят для похода как в ресторан, так и в театр.

Апсайклинг так полюбился художникам не только потому, что он дает вторую жизнь вещам, но и потому, что позволяет создавать уникальные вещи в единичном экземпляре. Например, экологичные фактурные блокноты Trashnote, которые делает дизайнер Екатерина Сереченко.

Блокноты Trashnote — это переосмысленная макулатура: упаковочные коробки и бумажные пакеты, недописанные тетради и старые ежедневники, которые стали для автора рабочим материалом. В ход иногда идут даже чайные пакетики и бумага для акварели. Блокноты делаются и переплетаются дизайнером вручную, а страницы одного изделия могут состоять из разных материалов.

Обычно художники в рамках апсайклинг-арта работают с тканью, полиэтиленом или металлом, но Сереченко использует именно бумагу — на выбор материала повлияла сфера деятельности. «Я специализируюсь на печатном дизайне и всю жизнь работаю с бумагой. Всегда хотела создавать что-то не только визуально привлекательное, но и приносящее пользу», — говорит дизайнер.

Первую партию блокнотов в нашем магазине быстро раскупили, но скоро появится еще одна.