Читать

Русская глубинка глазами Сони Уткиной

Интервью с художницей Соней Уткиной, керамика которой сейчас экспонируется на выставке «Русская деревня» в ГРАУНД Солянке. Соня расскажет, как в ней зародилась любовь к русской культуре и какими средствами она это выражает. 

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Расскажите, пожалуйста, как и когда вы пришли «русскому народному» стилю?

Я закончила художественную школу, потом поступила в театральный институт на художника театра, а в личном творчестве я начала с иллюстрации. То есть как будто ничего не предвещало. Но в детстве да и всегда я очень любила орнаменты Билибина, а ещё иллюстрации Васнецова и Маврину. Эти картинки запали мне в душу и осели в подсознании. 

А началось, я думаю, это с тех пор, как я начала работать с маркой Gourji, с аксессуарами, в направлении «русское». Мне была дана свобода, и я делала платки на разные русские темы, и тогда как раз началось изучение: гжель, дымковская игрушка, лубок. Всего было сделано около 40 платков. Также я рисовала сюжеты на тему праздников, например, «Русская деревня», «Ярмарка на площади», «Крещение», «Пасха». И как-то это закрутилось — я погрузилась в эту тему и начала там работать. 

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

А как пришли к керамике?

У меня есть дом в Тверской области, а там рядом потрясающие домики, они все вроде и одинаковые, а вроде и разные. Я начала с того, что путешествовала вместе с семьёй по округе и фотографировала каждый дом. Потом я начала их рисовать. И так вдохновилась это тематикой, что рисовала даже на шкафах и стенах в своём собственном доме.

В какой-то момент у меня даже была такая выставка — рисунки этих домиков на деревянных панелях, которые нашла в деревне. Я рисовала постройки, и они выходили как портреты. На выставку пришла Женя Зеленская из «Дымов Керамики», мы с ней познакомились, и она меня позвала к себе в Суздаль поработать в мастерских. И вот пошла керамика — я увидела эти тарелки как холст и начала переносить свои картины на другой материал, продолжая эксперименты, как я люблю делать. 

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Чем эта народная тема близка именно вам?

Во-первых, в народном искусстве есть какая-то особая яркая спонтанность. А ещё мне нравится его наивность, детскость и быстрота. Вот например в древних росписях старых храмов всё сделано на одном дыхании, быстро.

Какие ваши самые любимые сюжеты?

Я с детства очень люблю средневековую миниатюру. В моём творчестве она соединилась с русскими темами, и вышли такие бытовые сценки. Например у меня есть дневник «Сцены из нашей жизни», где я описывала свою будничность — как мою посуду, а дети там стоят, кто-то кричит, то есть просто мою жизнь. И это перешло в фантазию на тему русского быта, земледелия, огородов, потому что я и этим занимаюсь в деревне. 

А вообще, осенью хочется урожай рисовать, зимой — как на санках катаются. Сейчас у меня появилось увлечение орнаментом, это то, что мне всегда нравилось, например, в театральном институте я делала такие орнаментальные сценографии часто. Это декоративно и очень красиво. 

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

У вас есть какие-нибудь дальнейшие творческие планы?

Вообще никаких. Я живу сегодняшним днём. Сейчас готовлю к зиме орнаментальную серию, которую давно хотела сделать, — чёрную, графичную. И на этом пока всё, больше не думала над этим пока. Есть сегодняшний день, а завтра посмотрим.