Читать

Как и чем «зинничают» в Норильске

«Зины для меня — одно из ярких воплощений творческой свободы самовыражения для любого человека». Карина Андреева, инициатор создания открытой библиотеки зинов в Норильске, руководитель социокультурных и образовательных проектов Агентства развития Норильска (АРН), рассказывает о развивающейся скоростными темпами зин-культуре этого города, ставшего в этом году фокусом ГРАУНД Зин Феста.

Фото предоставлены Агентством развития Норильска

Еще два года назад я не знала, что такое зин. Куратор нашей первой творческой лаборатории в Академии креативных индустрий (АКИ) — художник Сергей Потеряев рассказал участникам про этот вид малотиражных изданий, как об одном из инструментов художественного высказывания. С тех пор мысль о зинах не отпускала — я думала, что интересного в Норильске можно с ними сделать.

Как раз тогда на базе двух бывших типографских цехов мы начали запускать креативное пространство и придумывали яркие, нестандартные для города события. Это площадка для творческих экспериментов, коллабораций, здесь можно пробовать разные форматы и темы. И вот появилась идея: а что, если начать создавать на площадке креативного пространства библиотеку зинов? Они для меня — одно из ярких воплощений творческой свободы самовыражения для любого человека. Именно зины могут рассказать о прошедших проектах таким же необычным, запоминающимся способом, какими были и сами события. Вот мы придумали образовательный проект «Академию креативных индустрий». Делаем для людей творческих профессий специальные курсы, на которых можно прокачать свои профессиональные компетенции. По итогу каждого курса — практика — реальный проект в городе, сделанный под кураторством и с поддержкой команды АКИ. Так креативное пространство после курса event-компетенций превращалось то в островок Японии на фестивале «Синай», то становилось площадкой для экспериментов со звуком на фестивале звуковых явлений «ШУМ». Кроме курсов мы в АКИ делаем творческие лаборатории, итоговые выставки которых проходят тоже в креативном пространстве. Первая называлась «Белое поле» и была посвящена работе с современной фотографией. На выставке было представлено 11 инсталляций норильчан. Это была не классическая презентация фотографий — авторы пробовали создать новые форматы представления визуального материала, большинство из них впервые создавали свои художественные высказывания и участвовали в подобной выставке.

Зин «Месяц белого поля»

Хотелось о таких креативных событиях оставлять творческие воспоминания. И рассказать в зине о проекте «Белое поле» я попросила одну из участниц лаборатории, Эльвиру Лачинову, для которой подобный опыт создания арт-объекта был первым в жизни. Так появился зин «Месяц белого поля». Это 4 главы повествования, каждая из которых показывает, из чего сложилась итоговая работа, как проходила лаборатория, выставка. Это зин про постоянные мысли и творческий поиск, про поддержку тех, кто находится в этот момент рядом. Здесь же маленькие интервью с другими участниками, каждый из которых отвечал на один и тот же вопрос: «А каким был твой путь поиска идеи и создания работы?»

Зин «Солнце 0202»

Еще пример того, как маленькая книжка-журнал помогает зафиксировать память о событии — это зин «Солнце 0202». Его я сделала в соавторстве с Дмитрием Темниковым. «Солнце 0202» о том, как родилась идея душевного события — встречать в городе первое после полярной ночи солнце. И делать это, создавая арт-инсталляции, перформансы об ожидании появления главной звезды для всего живого на Земле. В начале февраля мы впервые после полярной ночи видим солнце. А с 2015 года встречи с ним у окна имели точную дату и время: 2 февраля, 12:00. Об этом собрана маленькая коллекция фото и видео, как солнце поднимается из-за горы Гудчиха впервые за 80 дней (именно столько, по факту, мы не видим в городе диск солнца, хотя по календарю полярная ночь длится всего 45 дней). Всё повторилось бы и в 2022 году, но вдруг подумалось: а что, если позвать и других горожан порадоваться вместе? Дмитрий создал красивую айдентику события — лого встречи будто и само радуется солнцу.

Фото предоставлены Агентством развития Норильска

Но чтобы такие зины появились, нужно было научиться их делать. Понятно, что создавать зины можно любым способом, однако хорошая насмотренность, знание основ верстки и других тонкостей поможет сделать работу интереснее и качественнее. Мы обратились за помощью к художнице Лене Холкиной, зин-автору и хорошему наставнику. Собрали горожан на интенсив «зиноделья», по итогу которого сделали коллективный зин «ХОЛОДНО», ставший первым в нашей коллекции местного самиздата. Сначала появился dummy (прототип), потом и печатная версия. Всё в нем мы делали вместе, даже названия предлагали все участники, потом голосовали и выбрали вариант Маши Никитич, с ним этот зин теперь и живет. Каждый разворот этой книжки делал один автор или группа соавторов. Здесь собраны личные воспоминания и городские легенды, фотографии из домашних альбомов и галерей смартфонов, интересные факты о Норильске и его жителях. Всё, из чего складывается любовь к месту посреди Арктики, ставшему для нас теплым домом.

Зин «ХОЛОДНО»

После интенсива мы в АКИ решили провести очередную творческую лабораторию и назвали ее «Самиздат, или как сделать свой зин». Участники больше месяца создавали собственные издания. Именно так появились первые норильские авторы и их зины:

Анна Бенгс «Кстати, о птичках»
Мария Никитич «Они это заметили»
Карина Андреева и Дмитрий Темников «Солнце 0202»
Леонид Прядко «Люди искусственного света»
Арина Лепешева «Норильск. Нам не страшно»
Эльвира Лачинова «Месяц белого поля»
Дарья Утробина «Морда»
Василиса Матюшкина «Reference»
Татьяна Винникова «Море»
Светлана Стрельцова «Корень Куркумы»

Зин «Кстати, о птичках»

А пока норильчане «зинничали» (как любит говорить Лена Холкина, и мы полюбили вслед за ней), наша команда параллельно готовила выставку, посвященную началу зин-творчества в городе. Подумали, что будет здорово купить и привезти зины разных авторов из разных городов, чтобы на выставке рядом с премьерными норильскими изданиями показать другие форматы и работы. Эту подборку нам помог сделать Сергей Потеряев, выбирая издания в магазинах малотиражной литературы и напрямую у издателей. К моменту появления первой полки зинов северян мы собрали в нашем креативном пространстве больше ста изданий авторов из Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти и других городов России. В таком количестве зин-культура впервые была представлена в Норильске. Июльская выставка 2022 года очень понравилась и горожанам, и норильским авторам изданий. Она получилась интересной, познавательной и вдохновляющей делать новые зины. Было приятно видеть, как много времени проводили люди на выставке, рассматривали, читали зины, подолгу не выпуская их из рук. У полки с норильскими зинами стояли их авторы. Вот, что, например, узнали гости выставки из первых уст о том, как зины создавались.

Анна Бенгс год проработала стюардессой в авиакомпании, рейсы которой выполняются в Норильск. И сделала зин «Кстати, о птичках» про самые памятные моменты своей летной жизни: первый рейс, истории из полетной «кухни», рассветы и закаты на высоте. Самолетная романтика не отпускает Анну, и здорово, что она смогла рассказать о таком насыщенном годе жизни.

Фото предоставлены Агентством развития Норильска

Еще один пример — зин «Норильск. Нам не страшно» Арины Лепешевой. Зин-лепорелло превращается в длинный бетонный забор, на обратной стороне которого размещены фотографии людей. Это история о том, что город может быть красивым и некрасивым одновременно. Что за бетонными стенами — живые люди. И для автора именно они являются истинным воплощением города. Арина будто пропускает читателя зина в свой Норильск, где много дорогих ей людей.

Первый фестивальный зин «Корень Куркумы» Светлана Стрельцова приурочила к первому выездному проекту «Куркума — летний ретрит», который она с командой проводит в тундре. Зины «доставлялись» как вечерняя пресса каждому участнику при заселении в палаточном городке фестиваля. И так понравились людям, что было решено выпуск такого тематического издания сделать своеобразной ежегодной традицией.

Полка первых зинов норильских авторов. Фото: Леонид Прядко

Сразу после летней выставки в Норильске наши зины побывали на двух осенних зин-фестивалях: в Москве в галерее ГРАУНД Солянка в рамках ГРАУНД Зин Феста и в Самаре на NIZINA FEST. Для нас было важно, что организаторы заинтересовались норильскими изданиями. И, конечно, было вновь приятно видеть, как гости фестивалей читали, смотрели зины, говорили, что им нравится, задавали вопросы про авторов и про город. То и дело раздавались реплики: «Не знал, что у вас там так интересно», «Прямо захотелось побывать в Норильске», «Какие творческие у вас люди, оказывается». И мы, честно говоря, не думали, работая над зинами, что будет еще и такой эффект. Просто делали то, что нам интересно и про то, что нам интересно.

Городские полярники, полка зинов. Фото: Леонид Прядко

Теперь зины — неотъемлемая составляющая нашей творческой жизни. За прошедший год они стали частью большой выставки «Городские полярники», которую наша команда сделала на площадке арт-пространства «Cube.Moscow». На выставке рядом с другими работами — арт-объектами, инсталляциями — мы разместили полки с 14 зинами норильских авторов о городе и о себе. Кстати, я впервые в зине написала о том, что называю себя и других норильчан — городскими полярниками. Почему? В далеком 1989 году появилась песня «Аквариума» «Боже, храни полярников». Когда услышала первую строчку: «Боже, помилуй полярников с их бесконечным днем…», подумала: я тоже полярник, пусть и городской.

Зины создавались специально и для креативных событий в Норильске, где представлялись в виде отдельных инсталляций. Так появился зин «Цикл» Леонида Прядко и Василисы Матюшкиной. Тема — полярная ночь. К разработке авторы попробовали подойти изобретательно и придали зину необычную форму из двух частей. Первая — суперобложка. Она залита желтым цветом с текстом, который можно прочесть, только развернув ее. Вторая часть иллюстративна. Можно полистать как книжицу или превратить в инсталляцию — бумажное кольцо. Что мы и сделали в креативном пространстве: «кольцо» из фасадов поставили на раскрытую обложку, символизирующую Солнце. Оно есть, но проходит мимо, ниже нашей параллели. Будто под нами. На внешней части изображены фасады домов, а внутри — фотографии, сделанные в квартирах норильчан. В полярную ночь тяжело ориентироваться во времени без часов. Из-за этого жизнь людей словно превращается в одну бесконечную ночь — бесконечный цикл.

Зин «Цикл», инсталляция для зина «Солнце 0202». Фото: Таймырский телеграф

Сейчас норильские авторы при поддержке Академии креативных индустрий АРН готовят к изданию новые зины, чтобы уже этой осенью представить их на зин-фестивале в Москве. Мы благодарны Кате Бочавар и Марте Руказенковой за приглашение принять участие в ГРАУНД Зин Фесте и в этом году. Такой искренний интерес и открытая поддержка коллег вдохновили нас сделать новые издания для фестиваля, а, по сути, заняться любимым — «зинничать».