Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки
Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова camera — комната, то есть музыка, ориентированная на исполнение в комнате или небольшом помещении. Соответственно, и количество инструментов на эту комнату приходится небольшое — обычно не превышает пяти. В отличие от больших оркестров, где сразу несколько инструментов могут играть одну партию, в таком скромном ансамбле каждый голос, как правило, исполняет только один инструмент.
Обращаясь к истории, обозначим точкой отсчёта XVI век. Тогда термин «камерная музыка» применялся только по отношению к светской музыке. Это происходило в силу того, что тогда в жизни общества главенствовала церковная культура, сакральные гимны исполнялись везде, в отличие от редких концертов мирской направленности, первые из которых организовывались в небольших залах частных домов. Так продолжалось вплоть до XVIII века, но с течением времени светская музыка охватила весь мир и создала множество стилей и ответвлений, а термин «камерная музыка» сохранил за собой определение от самых первых экспериментальных концертов, проводившихся в комнатах.
Часто под камерными концертами предполагают мероприятия с симфонической музыкой, но сегодня границы расширились, и главными критериями считаются небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. Под такое определение подходит исполнение не только классической музыки, но любых экспериментальных звуков, саундарта или современной классики.
Современные камерные концерты не обязаны также ютиться в небольших комнатках, теперь музыканты собирают публику в специальных концертных залах. Организация таких мероприятий диктует свои условия, поэтому в ГРАУНД Солянке находится специально оборудованный актовый зал, который, к тому же, имеет собственную историю: в прошлом веке в нём проходили собрания купеческого общества. Со дня открытия галереи-мастерской в 2019 году в нём прошло уже около 100 камерных концертов, как в оффлайн, так и в онлайн формате.
Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки
Различаются камерные концерты по количеству исполнителей. Среди множества талантливых сольных выступлений на Солянке можно выделить экспериментальный джаз Виталия Ватули, сочетающего игру на саксофоне с электронными семплами и человеческой речью, медитативную арфу Оксаны Сидягиной, часто выступающей в дуэтах со скрипкой, а также неоклассические фортепианные произведения в стиле «инди-пиано» Евгения Калачёва.
Также в галерее-мастерской проходит множество групповых концертов, большинство из которых носят исследовательский характер. Например медиа- и электроакустический концерт «Голубая бездна», в котором в симбиозе существуют музыка, голос и перформанс. Отдельным блоком выделим концерты наших друзей SоundArtist.ru, которые в своих выступлениях связывают звук и технологии.
Обращаясь к более привычным для истории камерной музыки стилям, расскажем немного о Московском Ансамбле Современной Музыки (МАСМ). Частые гости ГРАУНД Солянки, участники ансамбля провели два больших исполнительских практикума, где обучали студентов со всей страны. Чаще всего МАСМ выступает квинтетом — флейта, кларнет, скрипка, виолончель и фортепиано. Интересно, что ансамбль исполняет произведения самых разных эпох и стилей от барокко до наших дней.
Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки
Если говорить об исконной классике, то в наши дни она не просто не забыта, но завоёвывает былую популярность. Знаменитый дуэт скрипача Дмитрия Бородина и пианиста Наиля Мавлюдова исполняет не только европейскую музыку Нового Времени — Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта, но и классику XX века — Альфреда Шнитке и Игоря Стравинского.
Остаётся только добавить, что при всём многообразии жанров камерной музыки, неизменной остаётся позиция зрителя. Избранность слушателей обозначена их немногочисленностью, ограниченностью пространства и эксклюзивностью исполнения.
Почувствовать это мы предлагаем вам 10 августа в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка на камерном концерте квинтета Holzwind с концертом барочной музыки, где прозвучат итальянские и английские произведения XVI-XVII веков, в переложении для арфы, виолончели, группы ударных, голоса и электроники.