Читать

Всё, что вы хотели знать о зинах, но боялись спросить

Ксения Ламшина — о том, почему зины всё больше и больше набирают популярность.

Зин — малотиражная авторская книга. Зин может быть работой профессионального художника, а может быть чисто любительской историей. Зины сегодня везде и повсюду. Ими увлекаются художники, ими увлекаемся мы с вами, потому что это простая и быстро реализуемая, но при этом уникальная история. В какой-то мере, зин — это пропаганда тотального творческого в каждом из нас.

Chill pill, зин Кати Дорохиной

Художник, куратор, основатель первого в России фестиваля зинов — ГРАУНД Зин Фест, Катя Бочавар считает, что скоро каждый второй будет считать себя художником в широком смысле этого слова, а зин — это именно то, что доступно всем и каждому. В интервью для радио «Культура» Катя сказала: «Всё, видимо, идёт к тому, что у человечества появится много свободного времени, человеку нужно будет чем-то себя занимать. И хотелось бы, и я уверена, что так и будет, — чтобы это было творчество в разных видах. Многие говорят: «Боже мой, всяк стал художником». Мы можем к этому относиться отрицательно, относиться положительно или просто принять как данность. Да, художников будет всё больше и больше. Конечно же, не все станут художниками-художниками, но художественные практики крепко войдут в жизнь человека. И зин как одна из таких практик, мне кажется, очень яркой и интересной формой». 


Зин как способ достучаться до нас: инклюзия через зин

Седьмой по счёту ГРАУНД Зин Фест прошёл в сентябре в 2022 г. в ГРАУНД Солянке. Специальным проектом стало сотрудничество Зин Феста с театром «Круг II» и мастерскими «ОКОЁМ». В Москве уже 25 лет существует интегрированный театр «Круг II». Тут главные люди – это ребята с разными особенностями ментального развития. Театр обучает, погружает, выпускает спектакли, проводит концерты, живёт обыкновенной жизнью с необыкновенными людьми. Есть художественные мастерские «ОКОЁМ» — инклюзивные мастерские. Люди занимаются великим делом, как мы все понимаем. На основе рисунков и текстов участников мастерских «ОКОЁМ» и театра «Круг II» галерея-мастерская ГРАУНД Солянка оформила и напечатала семь зинов, которые были представлены на ГРАУНД Зин Фесте и теперь их можно приобрести в магазине галереи. И это новый способ достучаться прежде всего до нас с вами, а нам чуть больше понять этих необыкновенных людей. Более того, мысли, рисунки, упакованные в зин, почти автоматически становятся произведениями искусства. 


Зин как способ коммуникации с городом через искусство. Зин как музей
 
Если у тебя нет своего выставочного пространства, что является странным и грустным фактом для Северо-Западного ГЦСИ Санкт-Петербурга, ты всегда ищешь новые формы диалога с аудиторией через искусство. В Северо-Западном ГЦСИ придумали превратить зин в выставку, в цельное кураторское высказывание. Проект назывался «Зин как выставка: postcovid». 2020 г. — ковид, новая чувственность, поиск нового буквально во всём, мощная активная повестка.

Зин «+ Смещённая активность -»

Всё это в той или иной мере тогда и вобрали в себя зины этой выставки, будто запертой в формат книги. Зины распространялись по всему городу и затрагивали актуальные темы, близкие всем. Зин «+ Смещённая активность -» был посвящён тому, как во время пандемии переживать вынужденный отказ от перемещения в пространстве, созидания, объятий, одновременно поддерживая близких. Исследовательский проект художников из Петербурга и Москвы вылился в зин «Мы деревья», осмысляющим проблему исключённости отдельно стоящих деревьев из социоэкологической повестки Петербурга. В «Мы деревья» были представлены результаты исследования в виде графических работ и иллюстраций. Но самый сильный эффект имел зин «Неответы», где студенты Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена поставили вопросы о том, как нужно преподавать в художественных ВУЗах: что устарело, чего не хватает. «Неответы» вызвали такую полемику, что и другие учебные заведения не остались в стороне — были громкие высказывания ректоров, кто-то пошёл на диалог, проект резонировал с обществом.


Звукозин Лизы Плавинской

Цифровой зин

Зин — это не только привычная нам книга, блокнот. Это может быть видео- или звуковой зин. В какой-то мере короткие, созданные художниками, видеоистории — это тоже форма малотиражного искусства. Свой расцвет эта форма приобрела в пандемию, что понятно. Так в 2020 г. в разгар пандемии Фонд Cosmoscow запустил минутные ролики в соцсетях — некий зин-сериал. Но могут быть и просто видео или аудио на носителях в одном экземпляре — ваши ощущения времени, пространства, которые вы собираете и выражаете через ряд видео- или аудио-образов. ГРАУНД Солянка собирает звуки, музыку, шумовые воплощения мыслей. Во многом это и есть зины, но не в бумажной форме. Как, к примеру в звукозине Лизы Плавинской, где звучат живые разговоры, «полевые записи» выдающихся музыкантов, «которых мы и живьём-то видеть были бесконечно удивлены, а уж говорить с ними и подавно.» (Лиза Плавинская).

Зин-коллаж Маркуса Мартиновича «CHECK OUT»

Зин как приглашение к творчеству

Зином может стать практически всё, что угодно. Самое главное, что вы делаете это сами, своими руками. Очень многие из нас делали книги в детстве или, уже повзрослев, со своими детьми. Несложный рассказ, сочинённый вместе с ребёнком, сшитый нитками в книгу и с детскими рисунками — это ли не акт творчества, взаимодействия с ребёнком, просто ваша радость и классное времяпровождение?! 

А ещё есть зины, где нет истории, нет текста. Они сотканы из рисунков, орнаментов, а могут быть и вообще пустыми, как бы пустыми. Зин-блокнот, который рано или поздно заполнится вашими рисунками или мыслями. Зин — это наша фантазия.

«Чайка», зин Ксении Круг

ГРАУНД Солянка, как основатель Зин Феста и многолетний популяризатор этого направления, обладает огромной коллекцией зинов и здесь вы можете с ними ознакомиться. 4—6 ноября — дополнительная распродажа всего магазина ГРАУНД Солянки. Не пропустите!