Читать

Четыре выставки лета. Выбор Солянки

Если вы не уехали из города и не хотите внезапно для себя оказаться внутри стихотворения Арсения Тарковского «Вот и лето прошло», а хотите продолжать оставаться на волне арт-процесса, для вас — краткий обзор выставок, которые можно успеть посетить до конца лета.

За самым молодым, свежим и актуальным искусством вместе с галеристами и коллекционерами, выискивающими новые имена, отправляемся на выставки выпускников арт-институций. Многие выпускники впоследствии образуют устойчивые группы и сообщества, поэтому такие выставки бывает особенно интересно смотреть и потом наблюдать за развитием художников.
Фотография Дианы Мачулиной
До 13 августа сразу на двух площадках — в ММОМА на Петровке и в HSE Art Gallery на Пионерской — идет итоговая выставка студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ «Telling Stories. Большие данные». На ней представлены работы более 100 авторов. Выставка посвящена отношению художников к современным способам использования, обработки и визуального представления информационных потоков. В экспозицию галереи вошло большое количество дизайнерских работ — плакатов, инфографики, анимированных генеративных плакатов, в музее можно увидеть проекты в самых разных медиумах от живописи и фотографии до перформансов, партиципаторных ансталляций, аудио- и видео-арта. Художники эстетизируют бесконечные потоки информации и понятным языком рассказывают самые разные истории о больших данных, актуализируя основные проблемы нашего времени — времени тотальной цифровизации: боязнь технологий или, напротив, тотальное доверие к ним, размытие понятия реального и все возрастающую роль искусственного интеллекта.

Чтобы проникнуться этой сложной темой, зрителю потребуется большой запас времени и даже готовность участвовать в некоторых работах, став частью эксперимента по сбору тех самых больших данных, в процессе которого художник может столкнуться с не очень ожидаемой реакцией зрителя. Так, например, уже на открытии пострадала работа Сони Алексеевой «Активный гражданин» о гражданском выборе. Студентка Дианы Мачулиной выстроила деревеньку по мотивам воспоминаний о детстве, проведенном у бабушки, и положила рядом с инсталляцией кухонные молоточки, приписав в экспликации: «За человеком останется возможность выбора — активно участвовать в предложенной игре или не сделать ничего. Зритель самостоятельно решает: разрушить инсталляцию с помощью предложенных кухонных молотков или сохранить дома в их изначальном виде». Увы, большинство зрителей восприняли это как прямое приглашение к действию, и уже к вечеру открытия картонная деревенька превратилась в руины. А на вопрос «зачем вы это делаете?» зрители отвечали что-то в духе «разрушение молодит». Чтобы окончательно не потерять веру в человечество, зрителю была предложена другая альтернатива — перед руинами был положен скотч. И часть строений была восстановлена, конечно, уже не в своем первозданном виде. Вы можете сами решить, что продемонстрировала эта история: что люди склонны разрушать, а не строить; что большинство между действием и бездействием выбирает действие, пусть даже разрушительное; или же что это безальтернативная бинарная оппозиция заводит зрителя в тупик.
Фотография Дианы Мачулиной
В другом проекте «Data Weaving» художница Екатерина Надеждина проиллюстрировала собственную борьбу с тревожным расстройством: в течение двух часов она концентрировалась на процессе вязания, чтобы отвлечься от тревожных мыслей, пока смарт-часы фиксировали ее пульс, а кардиограф считывал длительность и силу электрических сигналов, возникающих при сердцебиении. Результатом практики стало длинное красное полотно, в котором количество петель в одном ряду соответствует числу ударов сердца в минуту.

Как пишут кураторы проекта Александра Кузнецова и Владислав Ефимов, «творческий метод всегда учитывает недостаток универсальности в общем описании действительности. Кроме того, он предъявляет нам — в виде выстроенных авторами образов — мечту об утраченном механизме восприятия мира как цельного, единого организма».

ММОМА, Петровка, 25 и HSE Art Gallery, Малая Пионерская, 12


Провмыза Капель 2009 Видео 33′
Из больших выставок лета нельзя не упомянуть большой ретроспективный проект «Основано на реальных событиях. Избранные фрагменты российского видео-арта», посвященный истории развития и признания отечественного видео-арта за последние 10-15 лет, который идет до 3 сентября в Большом Винохранилище ЦСИ Винзавод. Кураторы проекта Полина Могилина, Кирилл Преображенский и галерея «Триумф» собрали, конечно, не всех видео-художников, создававших экспериментальные, новаторские и отмеченные многочисленными премиями работы на протяжении последних 15 лет, но очень многих. При составлении экспозиционного плана ставка делалась на молодые имена, совсем позолоченных и убеленных сединами здесь почти нет. Большинство авторов – выпускники одной институции, московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, друзья, коллеги по проектам и конкуренты, неизменно пополнявшие лонг-лист и становившиеся победителями премии «Кандинского». Один из самых зрелых художников на выставке – Дмитрий Гутов с видео-инсталляцией «С квартиры на квартиру» 2002 года. Это видео, главный герой которого – сам же автор, переезжающий в закрытом фургоне на другую квартиру, – перевернутая вверх ногами проекция проезда по московским улицам, которая демонстрирует эффект камеры-обскура. Большой закрытый фургон, очевидно, как и камера обскура, имел небольшое отверстие, через которое проходили лучи света и создавали перевернутое изображение на противоположной стене. Именно под впечатлением от этого эффекта и была создана эта работа. Это видео вступает в диалог с гораздо более поздней работой Дмитрия Венкова «Гимны Московии», в которой перевернутая камера медленно и величественно плывет вдоль известных улиц Москвы, совершая завораживающий экскурсионный обзор трех главных архитектурных стилей последнего времени – сталинского ампира, советского модернизма и современной эклектики под проигранный в обратном порядке гимн СССР.

Архитектура экспозиции здесь также образует лабиринт, который становится уже общей метафорой взаимоотношений современного человека с реальностью. Как пишут кураторы, «представленные на выставке работы обращаются к событиям разного рода и масштаба — историческим, культурным, спортивным, криминальным и даже кулинарным. Особое внимание уделено медийной реальности, которая сегодня формулирует общественную повестку и восприятие мира. В фокусе проекта оказываются актуальные формы документального повествования, которые могут препарировать, мистифицировать, фальсифицировать или доводить реальность до абсурда… Блуждая в темноте, мы можем лишь догадываться о конечной точке маршрута и о том, что встретим на пути к ней. Осознанно выбранная, форма выставки олицетворяет ее центральный вопрос: что есть реальные события?»

Некоторые опытные посетители сравнивают дизайн выставки с пенитенциарными, то есть тюремными застенками. Однако стоит отметить, что в этом случае застенки довольно комфортабельные — вам не дадут замерзнуть в подвале Винохранилища, а предложат плед и чай, чтобы вы все же смогли ознакомиться со всем этим видео-массивом, на просмотр которого у вас может уйти если не день, то половина дня точно.

Участники проекта: Виктор Алимпиев, Мария Болгова и Лиза Кашинцева, Александр Бродский, Анастасия Булаева, Алексей Булдаков, Дмитрий Венков, Евгений Гранильщиков, Дмитрий Гутов, Даниил Зинченко, Василий Кононов-Гредин, Дарья Красильникова, Егор Крафт, Максим Ксута, Вик Лащёнов, Илья Мартынов, Михаил Местецкий, Роман Мокров, Альбина Мохрякова, Екатерина Муромцева, Маша Обухова, Николай Онищенко, Ульяна Подкорытова, Кирилл Преображенский, «Провмыза», Мисак Самокатян, «Синий суп», Альберт Солдатов, Стас Шурипа.

ЦСИ «Винзавод», Большое Винохранилище


«Квартирник», фотография Ольги Серегиной
Если вы все же хотите вырваться из удушающего каменного мешка города, но и с искусством расставаться вам претит, то почти до середины осени, до 1 октября вы можете совершить эскапистскую поездку на выставку «Квартирник» выпускников магистерского профиля «Современная живопись» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Но учтите, что название вас обманет и заведет буквально, если не далеко в лес, то практически по дрова. Экспозиция бывших студентов под руководством звезды российского современного искусства Владимира Дубосарского развернулась вовсе не в квартире, а прямо в здании эллинга Курорта «ПИРогово» на Клязьминском водохранилище. Именно здесь в 2002 году Дубосарский и сотоварищи придумали проводить арт-фестиваль, получивший название «Арт-Клязьма», на несколько лет ставший катализатором активности московских художников. В огромном эллинге располагается мастерская художника, а работы выпускников размещены прямо на больших деревянных паллетах, образующих лабиринт, в котором можно долго блуждать. Как говорит архитектор выставки Юрий Аввакумов, с 2006 года все экспозиции в пироговском эллинге строятся именно из этого демократичного материала. В выставке представлены как произведения всех экс-студентов мастерской Дубосарского, так и работы самого мастера и художника Юрия Шабельникова, который преподавал студентам композицию. А некоторые недавние выпускницы уже даже успели отметиться большими персональными выставками в больших галереях: Дарья Калугина и Елизавета Глушкова представили свои проекты в «Триумфе» этой весной.

Здание эллинга Курорта «ПИРогово»


Фото: ruarts.foundation
До 12 ноября в Фонде Ruarts идет «Поля-двойники» — ретроспектива творчества одного из самых значительных нонконформистов 1960–1970-х годов Игоря Вулоха за несколько десятилетий. Несмотря на то, что это выставка одного автора, она охватывает сразу такой большой и очень важный временной пласт, что в него вовлекается множество других имен. Художник сформировался во многом благодаря «оттепели», его ближний круг — Анатолий Зверев, Валентин Воробьев, Владимир Яковлев и другие художники-диссиденты.

Художественный мир «оттепели» невозможно представить без литературного мира, с которым они все были тесно переплетены. Вулох дружил и сотрудничал с поэтами Геннадием Айги и лауреатом Нобелевской премии шведом Тумасом Транстрёмером. И совершенно не случайно название выставки «Поля-двойники» перекликается с одноименной книгой Геннадия Айги. «Начала полян», «Холмы-двойники», «Время Оврагов» — эти названия стихотворных циклов Айги подчеркивают три основные линии экспозиции выставки. «Время оврагов» занимает отдельный этаж выставки и символизирует период падений и взлетов художника. Отдельной темой в экспозиции звучат семейные истории: специально для выставки записаны интервью дочери художника Лидии Вулох, вдовы Натальи Охоты и пасынка Егора Альтмана.

В экспозиции также представлены авторские платья и эскизы вдовы художника Натальи Туколкиной-Охоты и также керамика по мотивам картин Вулоха. Современный акцент выставке добавляет включение в экспозицию объектов из коллекции фонда Ruarts. Работы авторства Валерия Генде-Роте, Владимира Яковлева, Айдан Салаховой, Даниила Антропова и 0331с — своего рода «поля-двойники», благодаря присутствию которых значение этого художника раскрывается полнее и звонче.

Ruarts Foundation, Трубниковский переулок, 6