Читать

Саундарт — музыка будущего или не музыка вовсе?

ГРАУНД из-за своей любви к кросс-дисциплинарности и звуку активно использует саундарт в своих выставочных проектах, скрещивая его с живописью, пластическим искусством, инсталляционными проектами, а также экспонируя как отдельный и самостоятельный вид искусства. 

Но, вы можете спросить: разве саундарт это не музыка? И если нет, то что это такое? Мы решили, что пора разобраться с этим вопросом, и поговорили с близким другом ГРАУНДа Олегом Макаровым — композитором, саундартистом, медиахудожником, резидентом SoundArtist.ru —, который рассказал нам много интересного. Спешим поделиться!

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Для начала определим, что такое саундарт и чем он отличается от музыки. Поскольку явление живет и развивается прямо сейчас, точного и принятого всеми определения нет, приведем лишь одно из возможных. Если интерпретировать простыми словами, то музыка — это организованная во времени комбинация всем известных и понятных звуков, а в саундарте важнее тембр, природа звука, и его расположение в пространстве. Из этого следует полная свобода в технологиях их синтеза, фиксации и воспроизведения.

Свобода предполагается и в выборе инструментария: традиционные контроллеры или пульты, которые мы привыкли видеть у диджеев (последние, к слову, по большей части миксуют уже готовые треки, а не создают новые произведения, в отличие от саундартистов), могут выполнять совершенно не свойственные им функции, дополняться классическими инструментами, голосом или любыми предметами, из которых можно извлекать звуки. Музыкальным инструментом может стать абсолютно всё, что нас окружает — например бытовая техника, растения, еда.

Видео пресс-службы ГРАУНД Солянки

И это отнюдь не является выдумкой современных художников, а вполне логично сформировалось эволюционным путём. Многие теоретики саундарта находят истоки звукового искусства* в разных инструментах древних культур, однако точкой отсчёта принято считать XX век, когда всё искусство переживало ярчайшие революции и преобразования. Примечательно, что звук и звуковые инструменты создавали не только люди, занимавшиеся исключительно музыкой, как например Эрик Сати, но и художники в широком смысле этого слова: члены различных художественных объединений, в основном футуристы и дадаисты, а также писатели, учёные, изобретатели, словом, творцы, исследовавшие все грани искусства и жизни. Появлялись манифесты, отрицающие мелодичность и гармонию и призывающие ценить шумы, как Луиджи Руссоло, или, наоборот, тишину, как Джон Кейдж. Так саундарт начал свой путь как самостоятельный вид искусства. 

В 1990-е годы, когда электронные музыкальные инструменты, компьютеры и другие технологии стали массовыми и доступными, в Москве появился «Термен-центр» Андрея Смирнова — лаборатория и учебный центр при Московской консерватории, изучающий электроакустическую музыку и мультимедиа. И уже через несколько лет из его стен вышло сообщество SoundArtist.ru или сокращённо SA)), которое сформировалось внутри проекта ГРАУНД.

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Деятельность резидентов SoundArtist.ru в ГРАУНД можно поделить на три ветви: концертную, образовательную и выставочную. Различные выступления членов SA)) проводятся в ГРАУНДе ещё со времён, когда проект располагался в галерее на Ходынке. Это могут быть как групповые джемы и концерты, с недавнего времени именующиеся «Праздниками SA))», так и сольные выступления. 

Образовательную функцию сообщества представляет первый полный учебный курс саундарта «Экспериментальный звук и мультимедиа технологии», который был запущен и повторяется каждый год также благодаря слиянию ГРАУНД и SA)).

Выставочные проекты чаще всего представляют собой звуковые скульптуры, иногда акцентирующие внимание только на звуке, а иногда и на его физическом источнике — электронном или механическом. Важной идеей звуковой скульптуры является её открытость ко всем вариантам зрительского восприятия: не существует никаких ограничений по времени и месте нахождения человека в звуковом пространстве, по которому можно перемещаться отдаляясь от звука, приближаясь к нему или вовсе покинуть помещение, не дослушав композицию до конца.

Так, например, в ГРАУНДе существует восьмиканальная звуковая капсула АСК / «Архив сенсорной культуры» с саундпроизведениями для индивидуального прослушивания. АСК включает в себя пять основных направлений: авторское исполнение, монологи об искусстве, записи концертных импровизаций, новую академическую музыку и постдраматический театр у микрофона. Обновление программы происходит раз в месяц, и посетители ГРАУНДа уже успели послушать произведения Олега Макарова, Олеси Ростовской, Кирилла Широкова и многих других.

Полезный ресурс для интересующихся темой:  
https://ask-radio.com/ 
http://asmir.info/lib/

*звуковое искусство = саундарт