Читать

Интервью с SA))

Одним из главных направлений для ГРАУНДа с самого своего основания было звуковое искусство. Ежегодно галерея-мастерская показывает работы молодых и уже прославившихся художников, работающих со звуком, приглашает их курировать выставки и организовывать мероприятия. Именно в ГРАУНДе в 2014 году открылась студия сообщества SoundArtist.ru (aka SA))). Мы поговорили с участниками этого сообщества — Олегом Макаровым, Виктором Черненко и Алексом Пленингером о том, что же такое саунд-арт, как развивалось сообщество SA)) и с чего началось плотное сотрудничество ГРАУНДа с саунд-артистами. 

Саунд-арт — направление непростое, ему сложно дать чёткое определение. Как можно расставить эти границы и каким-то образом его конкретизировать и важно ли это на ваш взгляд?

Виктор Черненко: Каждый день отвечаю на вопрос о том, что такое саунд-арт (смеётся). Часто знакомишься с человеком и говоришь, что ты музыкант. На вопрос «В каких стилях работаете?» отвечаю, что занимаюсь саунд-артом. И надо сказать, что 90% людей даже из музыкальной тусовки спрашивают: «Это что такое?».

Олег Макаров: Расставить границы можно, я их для себя давно расставил. Если проводить границу между звуковым искусством и музыкой, то музыка сконцентрирована не на природе звука, а на его систематизации, а звуковое искусство игнорирует форму и музыкальную структуру. Она там может быть, но не играет существенной роли. Соответственно, звуковой ряд, который имеет структуру, автоматически превращается в музыку. Музыку можно сыграть другим тембром и получить нечто похожее, узнаваемое, в звуковом искусстве это невозможно. Но часто достаточно просто изменить условия экспонирования. Мы берём, например, некую звуковую скульптуру, которая звучит бесконечно в пространстве галереи, где ты можешь зайти, послушать и выйти. Это может быть генеративный патч или луп, а ты берешь фрагмент этой скульптуры и демонстрируешь публике. Таким образом звуковой художник может превратиться в композитора, просто ограничив временные рамки и выбрав контент. 

Александр Сенько

До образования сообщества SA)) существовало сообщество Love Live Electronic. Давайте пару слов об этом. Как и кем были организованы эти сообщества? В чем различия и схожесть SA)) с Love Live Electronic?

В.Ч. Тут стоит даже с Термен-центра начать.

О.М. Во-первых, самого факта образования сообщества SA)) не было. Это была просто регистрация домена, совершенно авторитарный шаг со стороны Сергея Кирилловича (прим. ред. — Сергей Касич). Он взял, зарегистрировал домен, перечислил там каких-то людей, по-моему, даже не спросив у них. Поэтому не все из списка людей, которые перечислены на сайте, знают, что они в этом списке есть, а некоторые, когда узнали, попросили себя оттуда вычеркнуть (смеётся). Надо понимать, что всё это абсолютно формальная структура. Она работает, это нельзя отрицать, она работает на привлечение внимания к явлению саунд-арта, за что Сергею Кирилловичу огромное спасибо. А сообщество Love Live Electronic от сообщества SA)) отличалось только одним человеком — Евгением Кузиным, который, когда поссорился с Касичем, потребовал, чтобы название было изменено, поскольку они вместе придумали название Love Live Electronic. Шапку Сергей Кириллович изменил. В этот день, по сути, ничего не произошло, никто не ушёл, не добавился, но появился сайт SoundArtist.ru. На самом деле Виктор прав, всё началось с Термен-центра.

В.Ч. С одной стороны Термен-центр — это была формальная структура. Департамент Консерватории, как сейчас сказали бы. Там осуществлялся какой-то учебный процесс, студенты там отбывали свои учебные часы. Но Андрей Смирнов придавал отдельное значение тому, что должно быть какое-то сообщество. В Термен-центр приходили люди просто пообщаться, завязывались какие-то связи. Например, многие участники сообщества сейчас сами преподают. А в преподавании важной вещью является даже не только получение знаний, знания каждый человек и сам может найти, а именно создание какой-то среды. И Термен-центр дал нам пример такой среды. Приходят люди, общаются, руководил этим центром Андрей Смирнов, у которого уникальные знания про русский авангард и не только, он в форме лекции нам что-то рассказывал, приглашал интересных людей, давал возможность что-то делать. Это было такое совместное творчество. В свое время мы с Андреем придумали оркестр лаптопов. Это когда люди приходят со своими лаптопами… (прим. ред. — оркестр лэптопов или Cyber Orchestra — совокупность распределенных в пространстве рабочих станций, имеющих индивидуальный звук и интегрированных в беспроводную локальную сеть, которая позволяет синхронизовать любые процессы и алгоритмы, обмениваться данными, звуками, командами, отказавшись от физического присутствия дирижера)

О.М. Тут стоит пояснить, что вот эта актуальность возникновения лаптоп оркестра была из-за того, что стали доступны лаптопы, на которых можно было работать со звуком. 

В.Ч. Да, были же времена, когда и интернета не было (смеётся). Не обязательно было именно на лаптопах играть, приносили и найденные объекты и какие-то синтезаторы. Не было формальных границ, жёстро определенной структуры выступления. Зачастую даже не договаривались заранее. То есть все просто приходили и начинали играть. Эта практика на меня лично очень сильно повлияла, на Касича повлияла и на многих других. И после того, как начались какие-то проблемы с помещением в Термен-центре, мы просто продолжили нашу практику в каких-то других местах. А принцип остался тем же. Первое — это сообщество людей, которым интересно заниматься звуком. Второе — организовывать какой-то учебный процесс, какое-то взаимодействие, общаться с людьми, которые ещё не очень знают, но им интересно. И если мы можем им что-то новое рассказать, то рассказываем, общаемся с ними, нам это интересно.  

Constant9 — Тандем музыкантов Nelly Quest и Antanas Jacinevicius


В России до появления Термен-центра, потом Love Live Electronic и, наконец, SA)) долгое время мало кто представлял что такое саунд-арт и как его воспринимать, как его слушать. Сейчас же это направление становится всё популярнее. Как вы считаете, действительно ли мода на саунд-арт стимулирует появление молодых художников, работающих со звуком? Или на самом деле нет? Как это меняет жизнь сообщества?

А.П. Каким-то образом это всё взаимосвязано. Я точно знаю, что в Термен-центре я научился главному — научился слушать, причём неважно что. Я бы не сказал, что никто не знал, что такое саунд-арт, потому что саунд-арт так или иначе существовал всегда. Например, какой-нибудь звукооператор в кино исключительно саунд-артом и занимался. 

Да, но он сам себя вряд ли так определял…

О.М. Смотри, сам по себе термин «саунд-арт» в мировом контексте возник сравнительно недавно. Тут нужно уйти от самого термина и назвать всё это звуковым искусством. А звуковое искусство ведёт свое начало с 20го века, не говоря о более ранних экспериментах.

Хорошо, давайте немного вернёмся к молодым художникам. Что сейчас происходит у художников, работающих со звуком? Как-то влияет это на всё сообщество?

А.П. Молодые художники так или иначе всегда крутились вокруг меня, на средней орбите между искусством и композицией. Много было случаев, когда из одной попытки создания какого-то звукового элемента возникал интерес к тому, как всё происходит в целом. Возникал интерес к звуковому искусству. Я считаю, что если человек с пытливым умом дорывается до каких-то возможностей и каких-то даже самых базовых знаний, то обычно это имеет продолжение. 

Олег Макаров и Арам Карси

Расскажите про становление и развитие сообщества и ваших образовательных курсов. Как всё началось и как развивалось?

А.П. Я вот не думаю, что нужно искать какую-то одну точку во времени, откуда всё пошло. Иногда сообщество дополняется, приходят какие-то новые интересные люди. Так всегда было.

О.М. Кто-то активизируется, кто-то пассивизируется. Вот Сергей Кириллович уехал, я активизировался. Пришлось что-то самому организовывать, какие-то процессы инициировать.

А как с образовательными курсами? Меняется ли с годами фокус восприятия у людей?

А.П. Да, а что касается наших курсов (прим. ред. — курсы сообщества SundArtist.ru «Экспериментальный Звук и Мультимедиа Технологии»), то ситуация не сильно изменилась с годами. Всегда было несколько человек на курсе, которые много работали и у них получалось, а остальные часто пассивно присутствуют.

В.Ч. Да, так и есть. 

А.П. Развитие сообщества и наших курсов работает как и любой другой механизм. Из потенциальной энергии возникает кинетическая и процесс начинает набирать обороты. 

О.М. Обучение не только саунд-артистов производит. Оно производит публику, которая ходит потом на наши выставки и концерты. Это тоже очень важно! Вообще я давно думаю, что нужно открыть курсы слушателей (смеётся). Для тех, кто хочет понять, что происходит, например, в ГРАУНД Солянке.

Алекс Пленингер и Анастасия Королева

Существует ли феномен самоорганизации? SoundArtist.ru - это же самоорганизация. Как вам удаётся существовать так долго и успешно, вести концертную, выставочную и просветительскую деятельность? 

О.М. Я не видел ни одного самоорганизующегося сообщества, по факту. Всегда есть какой-то инициативный человек или группа людей, центр. По опыту самоорганизоваться могут не больше трёх человек. Вот два человека могут самоорганизоваться и что-то сделать, распределить обязанности между собой. Появляется четвертый, тут же всё становится зыбко. А дальше снова выделяется один человек.

А.П. Во Вселенной не существует никакой самоорганизации. Всё имеет центр, связующее звено. Даже «Магелланово облако» (прим. ред. — «Большое Магелланово Облако» — карликовая галактика, спутник Млечного Пути) имеет ядро.

О.М. Какая прекрасная метафора. Сергей Касич, например, является ядром «Подготовленных сред» (прим. ред. — «Подготовленные среды (ПС)» — один из самых странных звуковых фестивалей России, который проходит уже 13 лет, в фокусе внимания которого находятся эксперименты со звуком и технологиями). Я вот хочу поиграть, и мы с тобой организуем серии концертов в ГРАУНДе (прим. ред. — Олег Макаров и Анастасия Королева являются кураторами серий концертов «Праздники» и «Концерт космической музыки» в галерее ГРАУНД Солянка), мы это делаем для себя. Потом просто зовём друзей поиграть, так всё и происходит.  

SA)) с самого начала плотно сотрудничает с ГРАУНДом, в галерее-мастерской проходят регулярные серии концертов, звуковые художники участвуют в выставках ГРАУНДа и курируют их. Когда и как началось это сотрудничество с ГРАУНДом и какие дальнейшие планы у вас в этом направлении? 

О.М. ГРАУНД — это Катя Бочавар, это её проект. На моей памяти, где-то с 2010-го года был фестиваль саунд-арта в Гоголь-Центре, когда Бочавар уже интересовалась звуковым искусством, не только в контексте звука, но и подкастами, аудиогидами. И когда в 2014 году организовывался ГРАУНД на Ходынке, Катя предложила сделать там нашу студию. Надо сказать, что ГРАУНД и открывался с тотальной звуковой инсталляцией в большом зале. И студия сразу открылась в ГРАУНДе, курсы начались, всё сложилось. Интерес Кати к звуку является причиной того, что мы все здесь. А по поводу совместных планов ГРАУНДа и SA)), то я бы сказал, что они неограниченные. 

У галереи-мастерской ГРАУНД Солянка действительно очень много идей в отношении звукового искусства! Третьего марта, на финисаже текущих выставок, пройдёт восьмой из серии звуковых концертов «Праздники», на котором вы сможете насладиться многоканальной импровизацией от апологетов саунд-арта. Двенадцатого апреля откроется большая выставка «Ресайкл-саунд», где будут представлены звуковые объекты и инсталляции молодых и именитых художников. Параллельная программа выставки включит в себя перформансы, концерты, лекции и мастер-классы. 
Следите за нашими анонсами и приходите смотреть и слушать искусство в галерею-мастерскую ГРАУНД Солянка!