Фото из архива издательства
Журнал «Носорог» был основан литератором Катей Морозовой и литературным критиком Игорем Гулиным в 2014 году. Через четыре года журнал обрёл под ногами твёрдую почву и продолжил свою деятельность через более крупный проект — издательство. Команда «Носорога» небольшая, и сейчас состоит из семи человек: главного редактора, арт-директора, двух редакторов, дизайнера, проект-менеджера и бренд-менеджера.
Что касается стилистики, то можно сказать, что все публикуемые в журнале тексты так или иначе относятся к модернистской традиции. Интересно, что значительная часть от всего этого литературного объёма была не только впервые опубликована на русском именно в «Носороге», но и специально переведена для него по желанию редакции.
Главной содержательной единицей был выбран не политический, теоретический или критический контекст, что является сейчас довольно популярной траекторией, а чисто художественный. Акцент делается на сам текст, его структуру, композицию и стилистику, как на самоцель литературного творчества. Такая контентная принципиальность стала его яркой чертой, выделяющейся среди прочих литературных периодических изданий.
Фото из архива издательства
Формат журнала сразу впитал в себя опыт уже существующей традиции так называемых «толстых журналов» и добавил подход новых ориентиров современности («Воздух», «Транслит», «Митин журнал»). Как утверждают основатели — Катя Морозова и Игорь Гулин — эпоха журналов не только не переживает кризис, но и продолжает жить и активно развиваться, ведь сейчас выросло целое поколение людей, не знакомых с наследием толстых литературных журналов, для них такой формат — не возрождение традиций, а появление нового.
Важным и принципиальным отличием «Носорога» от многих других литературных журналов является его исключительно печатная форма выражения. И это касается как самого журнала, так и книг, выпускаемых издательством. И здесь проявляется то, что редакция журнала называет термином «издание-коллаж». То есть любой выпуск журнала «Носорог» как коллаж состоит из сложных и важных частей. Ведь необходимо правильно подобрать не только содержание, но и форму: общий дизайн, стиль, вёрстку, иллюстративное наполнение и прочее. Так вместе все эти частицы создают единое высказывание. И именно бумажный формат даёт в полной мере прочувствовать эту объектность и связанность всех элементов между собой, в которой перелистывание страниц есть неотъемлемая часть целого. В этом заключается искусство издательского дела.
Всего на данный момент существует 16 номеров.
Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки
Интересно, что просветительская функция, не входившая в планы авторов, всё таки воплотилась в форме образовательной программы. Однако проект всё равно находится в рамках общей идеологии, исключающей критическое начало, и учит не теории литературы, а искусству издательства. Учебный процесс посвящён именно независимому книгоизданию, которое охватывает всю деятельность издательств — от редактуры и вёрстки до технологий производства. «Школа издательского дела» сотрудничает с разными деятелями самиздат сферы, приглашая их в качестве лекторов, тем самым формируя сообщество и привлекая новые силы в сферу книжной объективизации.
Подобное собрание единомышленников команда «Носорога» нашла на ГРАУНД зин фесте, который уже много лет объединяет художников и издателей малотиражного искусства. Издательство получило новых читателей и обменялось опытом с коллегами, а ГРАУНД стал площадкой, сотрудничающей и устраивающей совместные мероприятия с журналом и издательством «Носорог». Так, например, недавно в галерее-мастерской прошла «Вечеринка журнала “Носорог” и лекция Ивана Соколова», которая была посвящена переведённому для нового выпуска произведению Гертруды Стайн.