Читать

Независимый «Носорог» или снова о зинах

В одной из первых статей блока «Новости» тема зинов была достаточно подробно раскрыта: происхождение, суть, форма и прочее. Чаще создаваемые одним или небольшой группой художников, зины закрепили за собой нишу единичного художественного произведения с абсолютно непредсказуемым контентом. Однако это далеко не единственный вариант современного зиноделия — важным блоком независимого малотиражного издания является деятельность периодических литературных журналов. Поэтому сегодня фокус будет направлен на журнал и издательство «Носорог», строгостью своих концепций вызвавший удивление московской публики. Через историю его развития мы проследим своеобразие пути крупной ветви зинопроизводства. 

Фото из архива издательства

Журнал «Носорог» был основан литератором Катей Морозовой и литературным критиком Игорем Гулиным в 2014 году. Через четыре года журнал обрёл под ногами твёрдую почву и продолжил свою деятельность через более крупный проект — издательство. Команда «Носорога» небольшая, и сейчас состоит из семи человек: главного редактора, арт-директора, двух редакторов, дизайнера, проект-менеджера и бренд-менеджера. 

Что касается стилистики, то можно сказать, что все публикуемые в журнале тексты так или иначе относятся к модернистской традиции. Интересно, что значительная часть от всего этого литературного объёма была не только впервые опубликована на русском именно в «Носороге», но и специально переведена для него по желанию редакции.

Главной содержательной единицей был выбран не политический, теоретический или критический контекст, что является сейчас довольно популярной траекторией, а чисто художественный. Акцент делается на сам текст, его структуру, композицию и стилистику, как на самоцель литературного творчества. Такая контентная принципиальность стала его яркой чертой, выделяющейся среди прочих литературных периодических изданий. 

Фото из архива издательства

Формат журнала сразу впитал в себя опыт уже существующей традиции так называемых «толстых журналов» и добавил подход новых ориентиров современности («Воздух», «Транслит», «Митин журнал»). Как утверждают основатели — Катя Морозова и Игорь Гулин — эпоха журналов не только не переживает кризис, но и продолжает жить и активно развиваться, ведь сейчас выросло целое поколение людей, не знакомых с наследием толстых литературных журналов, для них такой формат — не возрождение традиций, а появление нового. 

Важным и принципиальным отличием «Носорога» от многих других литературных журналов является его исключительно печатная форма выражения. И это касается как самого журнала, так и книг, выпускаемых издательством. И здесь проявляется то, что редакция журнала называет термином «издание-коллаж». То есть любой выпуск журнала «Носорог» как коллаж состоит из сложных и важных частей. Ведь необходимо правильно подобрать не только содержание, но и форму: общий дизайн, стиль, вёрстку, иллюстративное наполнение и прочее. Так вместе все эти частицы создают единое высказывание. И именно бумажный формат даёт в полной мере прочувствовать эту объектность и связанность всех элементов между собой, в которой перелистывание страниц есть неотъемлемая часть целого. В этом заключается искусство издательского дела. 

Всего на данный момент существует 16 номеров.

Фото пресс-службы ГРАУНД Солянки

Интересно, что просветительская функция, не входившая в планы авторов, всё таки воплотилась в форме образовательной программы. Однако проект всё равно находится в рамках общей идеологии, исключающей критическое начало, и учит не теории литературы, а искусству издательства. Учебный процесс посвящён именно независимому книгоизданию, которое охватывает всю деятельность издательств — от редактуры и вёрстки до технологий производства. «Школа издательского дела» сотрудничает с разными деятелями самиздат сферы, приглашая их в качестве лекторов, тем самым формируя сообщество и привлекая новые силы в сферу книжной объективизации. 

Подобное собрание единомышленников команда «Носорога» нашла на ГРАУНД зин фесте, который уже много лет объединяет художников и издателей малотиражного искусства. Издательство получило новых читателей и обменялось опытом с коллегами, а ГРАУНД стал площадкой, сотрудничающей и устраивающей совместные мероприятия с журналом и издательством «Носорог». Так, например, недавно в галерее-мастерской прошла «Вечеринка журнала “Носорог” и лекция Ивана Соколова», которая была посвящена переведённому для нового выпуска произведению Гертруды Стайн.