
Ирина Затуловская, Король
Художникам пригодится всё: от куска стены с оторванными обоями до старой двери, от вырезанной из куртки молнии до списанных заводских машин. Четыре художника делятся своими достаточно разными мнениями о методе апсайклинга — вторичного использования.

Ирина Затуловская. Девушка, стирающая целлофановые пакеты, 1998

ИРИНА ЗАТУЛОВСКАЯ
Ничего не знаю о методе, ничего не знаю о термине, но кажется я начала делать такие работы до того, как появился термин «апсайклинг». Это просто азарт для меня и радость.
Ничего не знаю о методе, ничего не знаю о термине, но кажется я начала делать такие работы до того, как появился термин «апсайклинг». Это просто азарт для меня и радость.

Виталий Тюрлик. «Вот и лёг», 2023, Фото: Ruarts

Виталий Тюрлик. «Тот самый чай», 2023, Фото: Ruarts

ВИТАЛИЙ ТЮРЛИК
Я начал использовать вторичные материалы для работы, потому они были под рукой — скопилось много ненужных вещей, что-то отдали друзья. Моя техника еще не была разработана, да и я смутно представлял себе, что конкретно хочу делать. Так что апсайклинг не был сознательным выбором, скорее — случайностью. Это относится не только к моим текстильным панно — в вышивке я порой использовал советские нитки-мулине (нашел на даче). Когда я вышел за рамки имеющихся у меня материалов, я стал искать и покупать интересные (по цвету, фактуре, узору) для меня ткани и вещи (в секонд-хендах и магазинах винтажных товаров). Таким образом, я не шел сознательно к апсайклингу, но, когда я узнал о таком понятии, я уже им, по сути, занимался. В моем случае апсайклинг — это использование б/у вещей и тканей, произведенных в прошлом, возможно, не нужных в настоящем, нередко — с дефектами (пятна, поблекшие цвета). Эти материалы могли бы лежать на полке или быть выброшенными, а я, используя их в работе, даю им возможность показать себя. Я думаю, что такой подход нужен мне для создания какой-то своей атмосферы. Можно сравнить, например, с музыкантами, которые в своем творчестве используют только советские синтезаторы или винтажные гитарные примочки. Здесь важно не обманываться: мне, конечно, греет душу, что джинсы, которые могли отправиться в мусор, становятся частью текстильного панно. Но все равно немалая их часть — фурнитура, молния, какие-то швы и прочее, отправляется в тот же мусор. Так что экологичность такого подхода может быть весьма переоценена. Если же говорить о применении вторичного в искусстве в общем — мне кажется, что для работы годится всё. Важен лишь результат.
Я начал использовать вторичные материалы для работы, потому они были под рукой — скопилось много ненужных вещей, что-то отдали друзья. Моя техника еще не была разработана, да и я смутно представлял себе, что конкретно хочу делать. Так что апсайклинг не был сознательным выбором, скорее — случайностью. Это относится не только к моим текстильным панно — в вышивке я порой использовал советские нитки-мулине (нашел на даче). Когда я вышел за рамки имеющихся у меня материалов, я стал искать и покупать интересные (по цвету, фактуре, узору) для меня ткани и вещи (в секонд-хендах и магазинах винтажных товаров). Таким образом, я не шел сознательно к апсайклингу, но, когда я узнал о таком понятии, я уже им, по сути, занимался. В моем случае апсайклинг — это использование б/у вещей и тканей, произведенных в прошлом, возможно, не нужных в настоящем, нередко — с дефектами (пятна, поблекшие цвета). Эти материалы могли бы лежать на полке или быть выброшенными, а я, используя их в работе, даю им возможность показать себя. Я думаю, что такой подход нужен мне для создания какой-то своей атмосферы. Можно сравнить, например, с музыкантами, которые в своем творчестве используют только советские синтезаторы или винтажные гитарные примочки. Здесь важно не обманываться: мне, конечно, греет душу, что джинсы, которые могли отправиться в мусор, становятся частью текстильного панно. Но все равно немалая их часть — фурнитура, молния, какие-то швы и прочее, отправляется в тот же мусор. Так что экологичность такого подхода может быть весьма переоценена. Если же говорить о применении вторичного в искусстве в общем — мне кажется, что для работы годится всё. Важен лишь результат.


Михаил Рубанков, Инсталляция «Вдох–выдох» в ГРАУНД Солянке

МИХАИЛ РУБАНКОВ
Я использую материалы вторично и довольно часто. Например, делаю работы на старых досках, фанере и прочих материалах. Иногда это доработанные редимейды, иногда старые обои, картон, бумага. Изредка использую и свои старые работы, которые разонравились. Например, для ГРАУНД Солянки я сделал арт-объект «Вдох-Выдох» с одноименной выставки. Там я использовал старый вращающийся лайтбокс, который купил на складе списанного оборудования. Но не думаю, что апсайклинг спасет планету, даже уверен, что нет. Но он позволяет сэкономить. Кроме того, старые вещи уже обладают некоей аурой, историей, и это, наверное, основная причина, по которой я их использую.
Я использую материалы вторично и довольно часто. Например, делаю работы на старых досках, фанере и прочих материалах. Иногда это доработанные редимейды, иногда старые обои, картон, бумага. Изредка использую и свои старые работы, которые разонравились. Например, для ГРАУНД Солянки я сделал арт-объект «Вдох-Выдох» с одноименной выставки. Там я использовал старый вращающийся лайтбокс, который купил на складе списанного оборудования. Но не думаю, что апсайклинг спасет планету, даже уверен, что нет. Но он позволяет сэкономить. Кроме того, старые вещи уже обладают некоей аурой, историей, и это, наверное, основная причина, по которой я их использую.

Для этой работы Евгения Ножкина (на фото) израсходовала около 7 мешков ткани

Евгения Ножкина. Гобелен из ткани и льняных нитей
ЕВГЕНИЯ НОЖКИНА
Мой папа, Александр Ножкин, учил меня, что нет ничего скучнее, чем покупать материал для работ в магазине. Он находил материалы для своих скульптур на улице, передвигаясь по городу на велосипеде, — «Господин Случай, а может кто еще, дает мне их прямо в руки». Было интересной игрой находить старый замок и делать из него жука, расписывать старые аптечные пузырьки и т.д. Когда в 20 лет я начала работать в театре, я с ужасом и интересом смотрела на бесчисленные комнаты, заваленные старыми костюмами и декорациями. Мне не хотелось покупать новые. Намного интереснее было изучать списанный реквизит и костюмы, там было столько уникальных вещей! И у каждой вещи была своя неповторимая история. Вот из таких вещей мне стало интересно создавать что-то новое, продлевая их жизнь. Сейчас, отдавая мне свои вещи для создания гобеленов или текстильных скульптур, люди рассказывают, чем дорог и памятен стал для них этот текстиль. Я собираю их истории вместе. Я начала делать серию работ «Новые ландшафты» — на невостребованной за многие годы у меня, близких и знакомых, бумаге, например бумаге Брайля, оставшейся от мужа бабушки. С красками по тому же остаточному принципу. Беря за основу китайскую технику «Шань — шуй» (Горы — воды), я изображаю не привычные горы, а новые горы мусора, чтобы привлечь внимание к нашему ближайшему будущему, если мы не остановимся выкидывать в таких огромных количествах.
Мой папа, Александр Ножкин, учил меня, что нет ничего скучнее, чем покупать материал для работ в магазине. Он находил материалы для своих скульптур на улице, передвигаясь по городу на велосипеде, — «Господин Случай, а может кто еще, дает мне их прямо в руки». Было интересной игрой находить старый замок и делать из него жука, расписывать старые аптечные пузырьки и т.д. Когда в 20 лет я начала работать в театре, я с ужасом и интересом смотрела на бесчисленные комнаты, заваленные старыми костюмами и декорациями. Мне не хотелось покупать новые. Намного интереснее было изучать списанный реквизит и костюмы, там было столько уникальных вещей! И у каждой вещи была своя неповторимая история. Вот из таких вещей мне стало интересно создавать что-то новое, продлевая их жизнь. Сейчас, отдавая мне свои вещи для создания гобеленов или текстильных скульптур, люди рассказывают, чем дорог и памятен стал для них этот текстиль. Я собираю их истории вместе. Я начала делать серию работ «Новые ландшафты» — на невостребованной за многие годы у меня, близких и знакомых, бумаге, например бумаге Брайля, оставшейся от мужа бабушки. С красками по тому же остаточному принципу. Беря за основу китайскую технику «Шань — шуй» (Горы — воды), я изображаю не привычные горы, а новые горы мусора, чтобы привлечь внимание к нашему ближайшему будущему, если мы не остановимся выкидывать в таких огромных количествах.

Ирина Затуловская. Свет, 1992
Ждем вас в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка — на первом этаже вы сможете приобрести уникальные пиджаки, костюмы, рубашки в специализированном магазине апсайкл-одежды и помочь, таким образом, нашей планете не загрязняться.