Читать

Я отомщу миру любовью

Я отомщу миру любовью

Как и почему художники мстят миру любовью. Выпускники Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко и Школы современного искусства «Свободные мастерские» чуть ли не впервые объединились в залах ГРАУНД Солянки для совместного проекта.

Парадоксальную фразу «Я отомщу миру любовью» произнес однажды великий советский режиссер-авангардист Сергей Параджанов. Выставка с одноименным названием — о любви, ее отсутствии, ее навязанных формах, ее желании, ее заговаривании, попытках ее сохранить, чтобы выжить, и о способности и необходимости эту любовь отдавать. Экспозицию собрали кураторы из объединения «Убунту». Этот термин в переводе с зулу означает «человечность», а этика убунту является основным направлением гуманистической философии ЮАР и связывается с идеями Африканского Возрождения.
Кураторы выставки «Я отомщу миру любовью»
Кураторы выставки «Я отомщу миру любовью»
Объединение «Убунту»—четыре куратора, выпускники обеих институций: Ника Светлова, Даша Данилова, Василий Иванов и София Калинина, объявили опен-колл. В двух залах экспозиции можно увидеть самые разные работы, раскрывающие тему любви во всем многообразии ее проявлений: руки из колючей проволоки, обнимающие пустоту, которые с одной стороны защищают, а с другой — ранят; с треснувшей доски мерцает распавшаяся на пиксели икона Богородицы «Умиление»; керамический Телепузик при каждом нажатии на инсталлированную рядом с ним кнопку механическим голосом говорит «I Love You»; полчища кроликов-барабанщиков наступают на толпу гуляющих кроликов-горожан; на одном из видео вы можете наблюдать ритуал — кто-то бесконечно переставляет и обновляет свечи на торте, в то время как закадровый голос произносит мантру-заговор, обращенную к объекту любви; растения, зависшие в воздухе, питаются водой из одной лейки по тонким нитям, становясь своего рода сообщающимися сосудами, а наблюдающий это зритель задается вопросом — Как долго они проживут в этой невесомости?

Марина Рагозина пообщалась с кураторами и художниками, чтобы лучше понять их замысел.

Даша Данилова: Мы создали объединение «Убунту» — это термин, который происходит из идеологии Южной Африки и подразумевает то, что люди объединяются, и если кому-то плохо, то плохо всем, если хорошо одному человеку — хорошо всем. То есть это про гуманизм, про взаимопонимание, взаимовыручку, взаимопомощь. Мы поставили себе цель (это плавно перетекая к тому, почему мы считаем важными студенческие выставки) — поддерживать современных молодых художников, которые учатся в образовательных институциях, потому что многим, в силу того, что они не известны, пока еще очень трудно высказаться. И наша задача — это объединение, поддержка, помощь и забота о людях, которые это искусство создают.

Вася Иванов: На нашем собрании мне вспомнились слова Сергея Параджанова — «Я отомщу миру любовью». Мы стали обсуждать и поняли, что из этого может вырасти что-то очень интересное, при этом что-то чувственное и красивое. Стали создавать новые дополнительные дефиниции, коннотации к этому и думать, кого бы могли позвать из художников. Решили, что это будет такой большой коллективный проект, объединение Школы Родченко и «Свободных мастерских», как ведущих арт-институций дополнительного образования в Москве.

Даша Данилова: Еще мы вспомнили фильм «Солярис», в котором сказана очень красивая фраза о том, что мы вообще, возможно, здесь для того, чтобы ощутить мир, как повод для любви. И мне показалось, что эта фраза настолько отражает наш идейный фундамент проекта… В нашем концепте совместилась и цитата Сергея Параджанова, и цитата из фильма «Солярис» Тарковского, и как-то все это выстроилось в такой уверенный, плотный фундамент, как и мы, собственно — мы объединились и дружим очень близко, и планируем дальше делать выставки.

София Калинина: В сфере современного искусства в России очень большая конкуренция, и нам кажется, что очень важно объединяться, в том числе, институциями, для того, чтобы двигаться вперед, потому что только вместе мы сможем задать темп движению и чего-то достигнуть. И мы решили подать заявку на наш проект в ГРАУНД Солянку. Нам показалось, что это именно та галерея, которая сможет подчеркнуть это ощущение объединенности, потому что это очень дружественная площадка, очень классное взаимодействие с ней происходит. И это оказался, действительно, оптимальный вариант для нас.

Вася Иванов: Помимо самого процесса, профессионального и творческого, очень важным аспектом работы нашего объединения стали теплые моменты, которые возникают в ходе работы над проектом — это общение, это взаимодействие друг с другом, это когда вы сидите где-то в уютном уголке в Москве или у кого-то дома и обсуждаете. Это один из самых ценных, наверное, аспектов работы над такими проектами с точки зрения как кураторов, так и художников.

Ника Светлова: У меня была мысль, что мы должны строить объединение на каком-то общечеловеческом уровне, то есть не просто, что вы работаете, а что вы вместе можете пойти в разведку. В любой непонятной ситуации, болеешь ты, плохо себя чувствуешь, или ты, наоборот, в прекрасном состоянии, ты готов поддержать своего коллегу, и что бы то ни было, вы вместе и вам вместе очень вместе.

Даша Данилова: Да, и, кстати, про убунту очень важная такая фраза, что «я есть, потому что мы есть», то есть это как «один за всех и все за одного». Концепция выставки раскрывается таким образом, что любовь – это светлое чувство, которое дает человеку силы и мотивацию идти вперед, несмотря на то, что вокруг него происходит. И даже если мир не готов дать любовь человеку, человек готов эту любовь отдавать. То есть не мстить злом, какими-то плохими поступками, а наоборот отвечать любовью.

Ника Светлова: Просто бесконечно любить.
«I LOVE YOU», Кристина Павлова
«I LOVE YOU», Кристина Павлова
Кристина Павлова, автор работы «I LOVE YOU», выпускница «Свободных мастерских»: Для меня эта тема раскрылась как какая-то навязанная любовь. Я вспомнила историю из моего детства. Мне как-то мой отец, с которым мы не общались уже в детстве, подарил огромную игрушку-телепузика, которую я не могла никак встроить в свою игру. И игрушка постоянно признавалась мне в любви — здесь есть такая кнопка, которую если нажать, телепузик говорит I love you. У меня были все время смешанные чувства, потому что она признавалась мне в любви, а я не могла ответить взаимностью, но из-за этого мне было неудобно ее бросать. В итоге игрушку я отдала через несколько лет соседским детям, а с отцом мне пришлось еще общаться очень долго.
Ольга Михальчук, автор работы «Брод»: Я закончила в прошлом году мастерскую Игоря Мухина и Александра Ануфриева в Школе Родченко. Теперь я выпускница мастерской Романа Мокрова и Рины Вольных в «Свободных мастерских». Поэтому сейчас я представляю «Свободные мастерские». Именно там я увидела объявление девушек о том, что планируется выставка о любви, и отправила свою работу, которая называется «Брод». Ее частью является размышление о любви к себе в том числе. «Брод» - это фотокнига, книга художника, которая рефлексирует на тему взросления, когда мы из детей превращаемся во взрослых, мы переходим некий рубикон, мы переходим реку вброд. А поскольку я выросла частично в деревне, я проводила лето у бабушки. Там мы действительно ходили на дискотеку в соседнее село вброд. Я взяла за основу историю об украденной у меня пленке и в книге об этом рассказала фотографиями. А к выставке были подготовлены кальки, кальки — потому что вода, потому что зритель может пройти через брод и оказаться у столика с книгой и там, на стульчике за столом вдумчиво изучить ее и, возможно, что-то почувствовать. Мне очень нравится тема. Очень нравится, что кураторы взяли именно противоположные понятия и их совместили в одном названии. Потому что очень многие люди, которые считают себя художниками, пребывают в противоречивом состоянии, когда ты не уверен в том, что то, что ты делаешь, в принципе сейчас нужно. Потому что такие времена, что, кажется, что нужно идти и работать санитарами, а не картинки делать, а с другой стороны, ты не можешь этого не делать, потому что что-то внутри тебя болит, и все, что ты можешь делать — это рассказывать истории и анализировать происходящее через свой медиум. Да, мы художники, мы не можем повлиять на что-то глобально, но мы мстим своей любовью и выливаем ее в мир, который нам не рад, таким вот нежным и чувствительным способом, да, любовь — это наша месть.
Ольга Михальчук
Ольга Михальчук
В рамках проекта произошла еще одна коллаборация, перформанс «606»: художница выставки «Я отомщу миру любовью»
Тала Никитина пригласила шумового артиста, исследователя звука и создателя импровизационного оркестра «Московская шумовая мануфактура», Георгия Орлова-Давыдовского к участию в перформансе. Георгий в течение 6-ти часов безотрывно стоял на стремянке, нажимал кнопку механизма, сбрасывающего вниз красные мячики за минимальный размер оплаты труда. За эту шестичасовую работу Георгий получил зарплату в 606 рублей (по текущему значению МРОТ 101 рубль за час работы в неделю) плюс премию в размере 10% от заработанной суммы. Этот перформанс — отсылка к работам испанского художника Сантьяго Сьерра, который постоянно обращается к теме эксплуатации человека человеком, придумывая перформансы, в которых он намеренно унижает достоинство человека, вынуждая его совершать бессмысленные действия за небольшую оплату. Художница актуализировала одну из важнейших тем — сколько стоит любовь, а у зрителя, наблюдавшего это действие и знакомого с анонсом акции, неизбежно возникали вопросы: во имя чего один художник по заданию другого художника готов за минимальную оплату много часов стоять на стремянке и бесконечно сбрасывать красные мячики — ради микроскопического гонорара, любви к труду, любви к бессмысленному действию или ради любви к искусству, другому художнику и любви к любви.
перформанс «606»
Перформанс «606», фото Катя Янова
Тала Никитина, художница: Сложилось так, что механизм моей работы потребовал живого человека. Пришлось вспомнить время, когда вместо ненадежных машин работали надежные люди. Живее и надежнее Георгия я никого не знаю и благодарна, что он согласился стоять шесть часов на стремянке, нажимая кнопку. Перформанс, на мой взгляд, получился как нельзя лучше: внизу находились керамические скульптуры и другие хрупкие работы, посетители взаимодействовали с падающими мячиками и с самим перформером, никто не смел молчать о любви.