Читать

Купили в подарок, а отдавать не хочется?

Именно такими подарками, а не подарками–«скорее передарить», наполнен магазин «Искусство навынос». Произведения искусства здесь одно привлекательнее другого — малотиражные или вообще в одном экземпляре, а продаются по доступным ценам. А главное, у них у всех есть своя История!
«Картинка “Снег в парке” про состояние, когда уже наступили каникулы, еще не очень поздно, но уже темно, и нет никаких других дел, кроме как стоять, задрав голову в тихом парке и смотреть, как в световой фонарной сфере падают снежинки», — говорит художница Евгения Нечаева. Наблюдая за вальсирующими хлопьями, можно наконец замедлиться, поймать поэтичное настроение и ни о чем не думать.

Евгения Нечаева окончила Московский государственный университет печати, по специальности художник-график. Евгения работает дизайнером и иллюстратором, а в своих личных работах, к которым относится и «Снег в парке», она пытается поймать ускользающую поэзию повседневности. Лучшим помощником в этом деле становится темнота — у Евгении есть целая серия, посвященная ночным картинкам. Именно в темноте, по мнению Нечаевой, всё вокруг преображается, а главное отделяется от второстепенного. Полумрак убирает всё неважное, но главное — оставляет. И в темноте мы начинаем видеть лишь отдельные сюжеты, выхваченные редким источником света — будь то луна, фонарь или свет фар. И сюжеты эти всегда особенно поэтичны.

Почти в каждой семье есть сервант или витрина, где хранится особенная, дорогая сердцу посуда. Возможно, ее даже достают по важным поводам или на главный семейный праздник — Новый год. Это может быть старый бабушкин сервиз, перешедший по наследству, родительский фарфор, подаренный в день свадьбы, или изящная фаянсовая чашка, найденная где-нибудь на блошином рынке в путешествии… Каждый из этих предметов хранит теплые воспоминания.

А что делать, если любимый сервиз разбился? Художница Анна Сёмина считает — не беда, ведь его можно превратить в оригинальное украшение: подвеску, серьги, брошь или кольцо. Винтажную посуду Семина находит на тех же барахолках или забирает у покупателей своих работ. Что-то художница берет из старых бабушкиных запасов. Осколки посуды нельзя повторить дважды, поэтому украшения получаются единственными в своем роде. А некоторая посуда, легшая в основу украшений, произведена легендарными заводами, которые уже давно закрыты. В подходе художницы узнается и влияние японского искусства кинцуги, когда несовершенство превращают в утонченную красоту, и философия апсайклинга, когда старая вещь, которая могла быть выкинута, получает новое прочтение и используется еще раз.

Представьте себе, что у вещей, окружающих нас в быту, была бы душа. И могли бы они себе мечтать, как люди, о том, кем бы они хотели стать. О чем бы мечтала, например, плитка швейцарского шоколада? А чего хотела бы дымковская игрушка? Какие мысли занимали бы банку сгущенки?

Этому допущению посвящена серия авторской графики Дарьи Коноваловой-Инфанте, которая называется «Тайная жизнь вещей». Идея раскрыть невидимую изнанку предметов пришла к художнице тогда, когда она обнаружила, что, если направить на предмет источник света, он может отбросить совершенно неожиданную тень. Тень намеком подсказывает образ — а дальше в дело уже вступают мастерство и воображение.

Художница, конечно, немного иронизирует над своими персонажами. Вот наивная колбаса с жирком мечтает о том, чтобы стать огромным дирижаблем (а по форме она уж точно ничем не уступает летательному аппарату). Неваляшка думает о том, как ей превратиться в образцовую красавицу, будто бы сошедшую со страниц глянца. А крокодил Гена в душе, может быть, хотел бы предстать миру страшным динозавром. Образы советского детства четко ассоциируются с той сказкой, в которую мы сами верили, когда были маленькими и на Новый год открывали долгожданные подарки.

На дворе середина декабря: улицы сияют пестрыми огнями и шарами, а жители огромного города снуют за подарками и охотятся по переулкам за новогодним настроением. Кольцо «Зимнее» художницы Анны Кострюковой — создательницы бренда Kostra.design — вдохновлено чувством ожидания большого праздника.

Кольцо, выполненное из белоснежного фарфора, вобрало в себя образ нарядных снежных улиц. Здесь можно узнать и новогодние елочные шары, и снежки, прилетевшие прямо из зимних уличных забав. Активное золото и роспись, впрочем, иронизируют над излишним украшательством праздничного города.

«Фарфор кажется мне идеальным материалом для украшений, — говорит Кострюкова. — Многие считают его хрупким, но на самом деле он превосходит по прочности многие материалы. При этом фарфор не вызывает аллергии, очень легкий и не желтеет, не окисляется со временем. Но самая главная ценность фарфора в его белизне. Белый цвет, подобно листу бумаги, позволяет отпустить фантазию и воплотить, наверное, любую мою идею».

Кольцо «Зимнее» — это акцентное авторское украшение, которое, однако, удобно носить и без всякого повода. Потому что совсем не нужна причина для того, чтобы превратить свою жизнь в праздник.

Антарктида была открыта мореплавателями не так уж и давно — чуть больше 200 лет назад. И до сих пор этот загадочный континент не изведан до конца. Спросите об Антарктиде среднестатистического жителя земного шара, и выяснится, что Антарктида — это пространство, которого, возможно, даже не существует в реальности.

Книга «А — это Антарктида» чешского писателя Давида Бема призвана это представление изменить. Первым делом Бем предлагает отказаться от привычной оптики, что Антарктида расположена «где-то внизу земного шара». Внизу относительно чего? А что будет, если перевернуть глобус Антарктидой к себе? Этот прием помогает Бему, вооружившись фактами, раскрыть все секреты этой таинственной земли айсбергов. Почему Антарктида никому не принадлежит? Как так вышло, что здесь выпадает меньше осадков, чем в пустыне Сахара? С какой скоростью дует антарктический ветер? Почему белый медведь и пингвин никогда не встретятся в Антарктиде? Перед вами экспедиция, в которую даже не надо снаряжаться — прямо здесь, на страницах этой книги. И если читатель к концу поймет, что Антарктида всё-таки существует, что она реальна и осязаема, значит, автор со своей задачей справился.

Ольга Погодина, автор ордена «За всё!» — художник по костюмам, дизайнер и член Московского союза художников. Она окончила Театральное художественно-техническое училище и Строгановку, а ее хобби — это апсайклинг-украшения. Ольга делает декоративные объекты из материалов и предметов, которые уже когда-то были в использовании.

«Это именно объекты, которые можно носить как украшения, хотя целью их создания не является украшательство человека, рискнувшего продемонстрировать их на себе. Каждый объект — это рассказ, высказывание, иллюстрация, метафора. И я делаю свои объекты изо всего, что попадается под руку. Но идея — первоначальна», — объясняет художница.

Орден «За всё!» — работа ироничная, как и многие другие украшения Погодиной. Ну кто бы не хотел получить такую награду в конце успешно пережитого года? В праздник, когда принято подводить итоги, ставить новые цели и мечтать о будущем, лучшего подарка и представить себе нельзя.

Орден — это на самом деле носимый объект-коллаж, который включает в себя три составляющие: винтажную брошь — крест, аксессуар для ключей и английскую булавку. С орденом «За всё!» можно войти в Новый год легко, с юмором и чувством выполненного долга.