Читать

Что слушать этим летом. Выбор Солянки

В ГРАУНД Солянке идет выставка «ПРОПЕЙЗАЖ», для которой композиторы создали свои саундтреки, вдохновившись произведениями художников. Продолжая тему звуковых ландшафтов, мы сделали музыкальную подборку, которая как нельзя лучше сочетается с многоликой летней природой.

HIGH WATER
Live People Ensemble
2020

Альбом «Высокая вода» ансамбля современной импровизационной музыки Live People Ensemble записан в стиле пост-фьюжн и, оправдывая название, как полноводный живой поток переливается и искрит гранями классических джазовых инструментов. Лидер ансамбля, известная московская пианистка и композитор Наталья Скворцова говорит, что все пьесы альбома написаны в разное время. Тем не менее сам альбом оставляет впечатление осознанной и целостной большой формы, созданной по продуманному сценарию. И это сценарий ночи и мечтательной бессонницы.

Первая пьеса так и называется — «Бессонница» (Insomnia). Тревожное интро словно ввинчивает слушателя в предвкушение ночи без сна, когда на фоне установившейся тишины начинают проступать и звучать беспокойные мысли и приходить самые неожиданные творческие идеи. Вторая — «Колыбельная» ( Lullaby (For A.S.) – оборачивается изысканной джазовой элегией и предлагает задержать этот поток и погрузиться в глубокое и спокойное созерцание роскоши ночи, ее огней и остановившегося времени. Заглавная третья композиция «Высокая вода» (High Water) длится целых 17 минут и начинается как осторожно проступающий ручеек, постепенно разворачивающийся половодьем. High Water переводится и как весенний «паводок», и как «половодье», но сами музыканты говорят о «темной подземной реке». Самый ночной и атмосферный джазовый инструмент вибрафон звучит в шестой пьесе Waltz Vittorio Emanuele (For Victor): сказочное вибрафонное соло в исполнении Владимира Голоухова вступает в бархатистый диалог с пианино Натальи Скворцовой, контрабасом Дарьи Чернаковой и ударными Петра Ившина. В финальной композиции «Ночь» (Night) в эту переливчатую игру инструментов впервые вступает человеческий голос — Магдалена Тамайо еле звенящим шепотом читает Preludio Федерико Гарсиа Лорки, а мистическое настроение пьесе задает дудук Михаила Волоха.

В аранжировке композиций приняли участие все музыканты ансамбля: Павел Скорняков (альт-саксофон, сопрано-саксофон); Дарья Чернякова (контрабас); Петр Ившин (ударные); Юрий Севастьянов (тенор-саксофон). Наталья Скворцова так описывает настроение и идею этого альбома: «Для меня эта запись — счастливое совпадение идей, прекрасных людей, музыки, эмоций и обстоятельств. Старая и новая музыка сложилась в некоторую картину, размышление… о течении глубокой темной подземной реки, о том, как однажды твердь разверзнется, и ее воды отразят свет. Про ночь, темноту, ту самую, у которой тысяча глаз, миллион звуков, и у которой нет конца и края. Про внутреннюю жизнь каждого из нас, которая в один прекрасный день переполняет нас, выходит из берегов и становится реальностью».

Live People Ensemble существует с 2009 года, исполняет музыку в стиле contemporary jazz и за без малого 15 лет существования успел отметиться на множестве фестивалей и конкурсов в России и Европе, а также выпустить пять альбомов на независимом российском лейбле Fancymusic. Выпущенный в 2020 году альбом High Water вошел в ежемесячный авторитетный Europe Jazz Media Chart.

STAMP A SPOT
Ototsky Quartet
2018

Выпущенный на пластинке в 2018 году дебютный фри-джазовый альбом квартета Петра Отоцкого Stamp a Spot представляет собой явную противоположность альбому Live People Ensemble. Stamp a Spot буквально переводится как «топтаться на месте». В названии заключена и ирония, и правда: это музыка без начала и конца, которая появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Начиная слушать альбом, вы словно возвращаетесь после небольшого перерыва в зал, где музыканты продолжают свой многочасовой фри-джаз марафон. Вы уже пропустили большинство диалогов, но это не является большой проблемой — вас посвятят во все страсти, споры, атаки и компромиссы заново. Всего 4 композиции альбома оставляют ощущение закрученной и бесконечно развернутой во времени музыкальной абсурдистской драмы.

В записи альбома приняли участие пост-академический композитор и пианист Кирилл Широков, контрабасист Дмитрий Лапшин — бессменный участник ноу-джаз-квартета «Бром» и серф-импров-проекта «Караван Историй», саксофонист Илья Белоруков, известный коллаборациями с европейскими джазовыми импровизаторами Габриэлем Феррандини, Джейсоном Каном и Китом Роу, и сам Петр Отоцкий — барабанщик, знакомый любителям фри-джаза и фри-рока по участию в хип-хоп коллективе «Ленина пакет» и трио Baritone Domination, а также многочисленным коллаборациям, которые он неустанно создает и вовлекает в них других.

4 музыканта — 4 композиции. И это, безусловно, музыка для насыщенного дня или раннего вечера, уже переполненного накопившимися ощущениями и эмоциями, которые нужно немедленно выплеснуть. Музыканты демонстрируют все возможные фри-джазовые приемы. Саксофонные истерики, взвизги и писки, грозные предупредительные удары бочки и том-томов, резкие россыпи тарелок, неожиданные деликатные или, наоборот, возмущенные вкрапления клавиш, плавающие подвисания контрабаса — сливаются, переворачиваются и сменяют друг друга как бесконечно прогоняемый солнцем и упрямо возвращающийся летний дождь. Иногда кажется, что исполнители ненадолго заснули, но на самом деле они только сделали глубокий вдох, чтобы понестись дальше в этом нескончаемом диалоге и оборвать его так же неожиданно, как он начался — до следующей встречи.

THE RIDDLES
Антон Котиков, Алексей Наджаров, Пётр Ившин
2021

Альбом The Riddles Загадки») — трио мультиинструменталистов и композиторов Антона Котикова, Алексея Наджарова и Петра Ившина — как и предыдущие два альбома, тоже джазовый. Но, в отличии от них, — с использованием совершенно необычных для джаза духовых инструментов: японской флейты сякухати, австралийского диджериду, индийской флейты бансури, ирландской флейты вистл, русской глиняной свистульки, африканского калабаша и уже более привычного в современном джазе армянского дудука. Этот экзотический инструментальный коктейль создает совершенно особенное кинематографическое настроение и состояние, слушатель одномоментно оказывается и на фри-джазовом концерте и внутри «Снов» Акиры Куросавы, как если бы они были сняты не только в Японии, но и в Австралии, Индии, Ирландии, Африке и России.

Это и есть главная загадка «Загадок». Мы не можем догадаться, где происходит действие, — оно происходит везде и нигде одновременно. Всего в альбом вошли 11 музыкальных зарисовок-«загадок». Здесь каждый экзотический инструмент раскрывается во впечатляющих соло и переплетается с другими, создавая полную иллюзию растворения во времени, но как только вы погружаетесь в атмосферу неспешного, мистического и загадочного путешествия, как вас возвращают ото сна экспрессивными всполохами и взбивками саксофонов, ударных и клавиш.

Этот авангардный, эзотерический и полный парадоксов альбом, объединивший фольклорную музыку и фьюжн-джаз, можно слушать с любого места и в любом направлении — каждая музыкальная композиция является самодостаточной, каждый раз перед вами словно появляются и проходят герои разных сцен, и это даже не люди, а животные, птицы и мифические существа.

The Riddles — полностью акустический альбом, записанный в декабре 2021 года звукорежиссером Максимом Хайкиным в московском культурном центре «ДОМ». Это уже второй совместный импровизационный альбом музыкантов после The Healing («Исцеление», 2020). Предваряя выход диска, Антон Котиков, играющий на всех духовых инструментах, писал: «Мы решили создать новое состояние, которое отличалось бы от предыдущего альбома, придав ему больше мистики и загадочности благодаря новым музыкальным инструментам». И это, безусловно, получилось.

Антон Котиков: сопрано-саксофон, альт-саксофон, дудук, диджериду, бансури, русский свисток, ирландский свисток, альтовая флейта, сякухати;
Алексей Наджаров: фортепиано, подготовленное фортепиано, перкуссия;
Пётр Ившин: барабаны, перкуссия.

ACME
Равиль Азизов
2021

На обложке этого подарочного шестиполосного диджипака не просто небо, облака и люди, забравшиеся высоко в горы. Альбом Acme, записанный во время одной из сессий на знаменитой петербургской Red Wave Studio в 2017 году — это путешествие в мир свободной джазовой импровизации легендарного сооснователя перформанс-группы Orkestrion мульти-инструменталиста Равиля Азизова и его друзей-музыкантов.

Равиль Азизов — вместе с саксофонистом Сергеем Кругловым один из организаторов фестиваля «Лео Рекордс» и со-основатель фестиваля «Неопознанное движение» — ушел из жизни в сентябре 2018-го года. Он выступал с такими звездами как Сергей Курехин, Валентина Пономарева, Владимир Тарасов, Алексей Айги, Сергей Летов, сотрудничал с Борисом Юханановым, Дмитрием Приговым и участвовал в самых невероятных арт-проектах 90-х. В «Оркестрионе» он играл на кларнете, тромбоне, фортепиано, контрабасе, ксилоримбе, гитаре и ударных. Acme записан по его инициативе во время живой сессии со зрителями на студии Red Wave незадолго до смерти музыканта. На запись он пригласил интереснейших представителей импрув-сцены: альт-саксофон — Сергей Круглов, кларнет — Владислав Быстров, барабаны — Олег Юданов, электроника и пиано — Дмитрий Шубин, перкуссия — Олег Юданов, пиано — Денис Кириллов. Музыканты вступают в диалог в форме рондо, прослушав которое, вы погрузитесь в душевную дружескую атмосферу свободного музыкального мира того времени. Релиз на FANCYMUSIC 2021-го года посвящен его памяти.

SKETCHES
Сергей Ахунов
2016

Композитор Сергей Ахунов прошел сложный путь от гобоиста через электронную музыку и рок-н-ролл к оркестровой и камерной музыке. Сегодня его называют адептом минимализма. Он выпускник оркестрового факультета (кафедра духовых и ударных инструментов), автор духовных сочинений для хора на канонические тексты и камерной инструментальной и вокальной музыки, автор музыки к кинофильму «Слон» с Сергеем Шнуровым и знаменитого «Адажио: молитва о мире» для скрипки и струнного оркестра, написанного в 2022 году.

Альбом Sketches записан в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в 2016 году, в него вошли сочинения в исполнении выдающихся современных классических исполнителей Полины Осетинской (рояль) и Ильи Гофмана (альт). Это 12 эскизов для фортепиано, написанные композитором в разное время с 2009 по 2015 годы, а также «Соната памяти Дмитрия Шостаковича» для альта и фортепиано, написанная в 2014 году.

Музыканты называют минималистичную музыку Ахунова, образность которой формирует из простых и знакомых метафор новый контекст, беззащитной и крайне чувствительной к исполнению. Скетчи Ахумова как состояния большого озера, края которого не видно: его зеркальную гладь морщит ветер, по нему барабанит дождь, освещает солнце, над ним засыпает ночь. Мы бесконечно вовлечены в это смотрение и слушание и спохватываемся только тогда, когда понимаем, что это наши мысли проносятся над озером, наши мысли и есть озеро, и ветер над ним, и небо над ним. «Надеюсь, нам удалось раскрыть замысел автора в его современном звучании, где архаизмы, современная экспрессия и авангардные идеи рождают новую драматургию» (Илья Гофман).

* Все диски выпущены на музыкальном рекорд-лейбле FANCYMUSIC, направленном на издание новой актуальной русской музыки различных направлений. Это свободная платформа для широкого спектра современных российских композиторов и музыкантов, а также основа для появления новых имен.