Читать

Выкса — Всё включено

Арт-директор «Выкса-фестиваля» Катя Бочавар — об инклюзии и современном искусстве.


Почему именно современное искусство учит нас принимать людей такими, какие они и есть, почему Выкса стала по-настоящему любимым для очень многих городом и в дни фестиваля сюда стремится приехать так много людей, что думать о билетах и проживании нужно сильно заранее, да и кто и во что включен, — об этом Ксения Ламшина, куратор Лаборатории «Выкса в эфире» и руководитель «Радио Культура», поговорила с художником, директором галереи-мастерской ГРАУНД Солянка и арт-директором «Выкса-фестиваля» — Катей Бочавар.

Катя Бочавар


Ксения Ламшина: Катя, тема фестиваля в этом году — «Всё включено». Знаешь, это вроде простое понятие, но одновременно и сложное. Что ты вкладываешь в эти слова?

Катя Бочавар: Когда я думала об этой теме, я основывалась на своем личном опыте и на том, как публика воспринимает искусство людей с ограниченными возможностями. Я видела безграничные возможности этих людей и мужество, с которым они справляются со своими проблемами, занимаясь искусством. Это навело меня на мысль, что в непростой ситуации, в которой мы все сейчас находимся, мы должны у них учиться — именно они могут нам помочь справляться с трудностями и в тоже самое время заниматься искусством, и я даже перефразирую — занимаясь искусством, помогать себе справляться с трудностями. С этого все началось.

Искусство в общем и фестиваль этого года под девизом «Всё включено» в частности — это та площадка, которая объединяет все наше разношерстное сообщество, людей с разными взглядами, разных статусов. У нас все программы включают жителей Выксы — нет ни одного концерта, ни одной выставки, которые были бы сделаны без жителей города. В этом фестивале это наиболее ценное. Это придумала не я — фестиваль так уже существовал и это его достижение. Я не знаю другого такого фестиваля, который так целенаправленно ориентирован на жителей того города, в котором он проводится. Но это и понятно. Ведь это не фестиваль современного искусства, и даже не просто фестиваль культуры — это фестиваль городской культуры. Он именно так изначально и задумывался — как фестиваль, ориентированный на город.

«Выкса-фестиваль» не только интегрирует художников в город, он включает их проекты в основное промышленное предприятие города — Выксунский металлургический завод. А сам город включает в себя разнообразные культурные практики, связанные не только с искусством, но и со спортом. Маркет, детские мастерские, кино, паблик-арт — все это включено в фестиваль этого года.
КЛ: Да, и я теперь точно знаю, благодаря моей работе в Лаборатории «Выкса в эфире», что проникновение это — взаимное. Каждый, кто работает на фестивале, невероятно глубоко встраивается в город.

КБ: Это действительно очень важно — понимать, что это взаимное погружение, это так же важно для нас — арт-директора, кураторов, художников, музыкантов — как и для жителей Выксы. Выкса — успешный индустриальный город, одаренный природой, с его соснами, прудами, озерами, с его дружелюбием и открытыми жителями — все это вместе делает Выксу, наверное, одним из самых симпатичных и благополучных российских промышленных городов. Такой Выкса стала прежде всего благодаря важной социальной работе благотворительного фонда «ОМК-Участие» Объединенной металлургической компании, но также и благодаря фестивалю. Все художники, актеры, музыканты, и все, кто когда-либо здесь побывал, всегда ждут фестиваль, всегда готовы сюда приехать. Фестиваль приподнимает на поверхность тех людей, которым творчество необходимо, которые через фестиваль могут реализовать свой творческий потенциал, поэтому с этими людьми общаться очень приятно, и важно, что их становится все больше.

Я помню, когда мы впервые запустили «Студию РАЗ»*, мы, как и всегда бывает в подобных историях, не знали, что от проекта ожидать, каким он будет, примут ли его жители города. На первое же занятие пришла бабушка с внуком, внук сразу начал складывать мозаику, и пусть не сразу, но бабушка тоже подключилась. В следующий раз они пришли уже всей семьей. Приходили и мальчики-подростки, что вообще казалось тогда удивительным. Люди сидят, ровно дышат, сосредоточены, занимаются искусством — очень радостно это наблюдать. Я люблю этот проект и могу бесконечно о нем рассказывать. Люди, целые семьи, приходят в студию, понимая, что ничего материального они с собой не унесут — мозаика, созданная ими, украсит их город, станет частью общественного городского здания. Материального они не унесут, но вынесут опыт сотворчества, совместных занятий искусством, и это становится для них главным.

* «Студия РАЗ» — социальный проект-резиденция, мозаичная мастерская, открытая для всех жителей города. Местные мастера из «Яркой стекляшки» учат всех желающих складывать мозаики по эскизам художника и автора проекта Кати Бочавар. Производство стеклянных деталей экологично и построено на вторичном использовании бутылочного стекла. Собранные выксунцами и переработанные в материал для мозаики бутылки станут основой для декоративного панно на общественном здании города.

КЛ: Катя, когда ты предложила мне стать куратором Лаборатории «Выкса в эфире» я не сразу поняла, что на самом деле ты придумала лабораторию для меня, это мое персональное погружение в Выксу, моя работа над собой, над своими страхами, и в итоге моя благодарность студентам, которые ко мне пришли, благодарность и желание на самом деле уже и просто дружить.

КБ: Вообще мой метод работы глубоко сайт-специфичен, все, что я делаю – это сайт-специфик. Я как арт-директор собираю то, что может принести энергию, вокруг которой будет формироваться и программа, и, в последствии, участники. Поэтому, конечно, в программу подбирались люди, способные делиться своей энергией. А это всегда чувствуют жители Выксы. Кстати, есть такое мнение, что хороший паблик-арт, хорошее произведение искусства в большинстве случаев не подвергается вандализму. Участники программы «Выкса-фестиваля» — это люди с открытым сознанием и желанием быть в Выксе, делиться своим искусством, заряжать им, заниматься с людьми. Художники, которые способны включать в свои произведения, перформансы, концерты — во все, что они делают всех тех, кому это интересно. Это и есть инклюзия. И да, лабораторию я придумала для тебя. (улыбается)
КЛ: Инклюзия — это то, от чего мы все мечтаем уйти, хотим, чтобы не было термина, который бы обозначал различия людей и необходимость принимать разных людей. В этом году ты привлекла к фестивалю театр-студию «Круг II», танцевальное движение Inclusive Dance и художественную мастерскую «ОКОЁМ». И это твои уже крепкие и добрые друзья. Не волнуешься ли ты о том, как примут ребят гости фестиваля?

КБ: Мы переживаем, как эти люди будут приняты, исключительно из-за недоверия к себе самим! А, как следствие, недоверия ко всем людям, которые с этим сталкиваются. Ведь, на самом деле, люди с ментальными особенностями, не слышащие люди, люди с нарушениями опорно-двигательной системы и так далее, они такие же, как и мы — хорошие, плохие, глупые, умные, некрасивые, красивые, но скорее в каком-то внутреннем смысле, а не внешнем. Мы же приглашаем к сотрудничеству очень интересных, и очень красивых, внутренне красивых людей — творческих, талантливых, горящих тем, что они делают. Каждый раз, когда я с ними общаюсь, они вселяют в меня бодрость духа и надежду на лучшее разрешение всех сложных ситуаций. Люди всегда боятся того, чего они не знают. Как только они пожмут людям с особенностями руку, как только они с ними пообщаются, они, конечно же, их полюбят. Кстати говоря, этому, в том числе, научило меня занятие современным искусством. Когда я только начинала работу в этой сфере, далеко не все понимали и верили в современное искусство. А сейчас мы наблюдаем его расцвет — без вовлечения в эту зону жизнь вообщем-то уже не возможна. Потому что много лет назад, всем, кто казался маргинальным, кто занимался непривычным для многих искусством, хватило храбрости не сдаться, а настаивать на своем. В этом смысле опыт работы с современным искусством помогает мне сейчас в работе с инклюзией. Ведь я такой же маргинал, как и эти люди. Я такой же человек с особенностями, и еще какими – я занимаюсь всю жизнь современным искусством. Каждый из нас – это человек с особенностями.
КЛ: Катя, какие проекты в этом году тебе кажутся самыми интересными?

КБ: Все программные события для меня равнозначно важны — как большие так и маленькие проекты. Будут что-то новое, а что-то останется из прошлых фестивалей, потому что удачные, любимые городом проекты мы, разумеется, сохраняем, будет детская программа и многое другое. Приезжайте!