Не удивительно, что у ГРАУНД Солянки сложилась репутация самого непредсказуемого в Москве музея современного искусства. Ведь, как говорит автор проекта Катя Бочавар, «ГРАУНД — музей жидкий, мы всё время меняемся». О галерее-мастерской ГРАУНД Солянка и особенностях проекта ГРАУНД рассказывает его основатель — художник и куратор Катя Бочавар.

ГРАУНД — это живой организм, это что-то, что было не создано, а как бы родилось, выросло, вошло в некую степень зрелости. Моя задача — менять ГРАУНД так, менять ГРАУНД этак, повернуть этим боком, повернуть другим. Я называю ГРАУНД жидким музеем. Есть твердые музеи, Старая Третьяковка — это твердый музей. Есть газообразные, мы тоже пытаемся такой создать — музей Архив Сенсорной Культуры / АСК. А есть музеи жидкие, и это — ГРАУНД. Мы пластичны, всё время меняемся. Наш музей — это не только результат, и, в какой-то степени, даже не столько результат, это процесс.

ГРАУНД расшифровывается так — Государственный Районный Артистический Университет Независимых Дарований. И слово «университет» тут важное, потому что мы всё время учимся. И когда я говорю «мы», это не только художники, которые приходят и в процессе, безусловно, чему-то научаются. Это и я, и все сотрудники галереи-мастерской ГРАУНД Солянка, и все наши посетители. Мы здесь всё время чему-то учимся, учим друг друга, учимся друг у друга.


Мы пребываем в процессе постоянных перемен. Я нахожусь сейчас в своем бывшем кабинете, который еще недавно был выставочным пространством, а теперь стал магазином, а скоро станет еще бóльшим магазином, периодически мы делаем из магазина выставочное пространство, а из выставочного пространства офис.

Офис — важное творческое пространство. Все всегда, заходя к нам в офис, говорят, что он похож на продолжение выставки.

В процессе реконструкции галереи в 2019 году мы сняли временные стены, полы и потолки и залюбовались красотой увиденного. И я поняла, что не хочу, чтобы у ГРАУНД Солянки был законченный вид, хочу, чтобы история этого места и его будущее сходились в этих интерьерах вместе.
Наши выставки это продолжение нашей жизни. А наша жизнь это продолжение наших выставок и наших проектов. Всё закольцовано между собой и является чем-то единым.


Многие считают ГРАУНД Солянку своим вторым домом. Для многих это родное место, и это для нас очень ценно.
Случайно ничего не бывает. Это как приготовить спагетти в результате взрыва на макаронной фабрике. Дружелюбная атмосфера не случилась в ГРАУНД Солянке сама по себе. Это и есть наше искусство и наш продукт — атмосфера, в которую попадает человек, приходя в Солянку. Для нас результат — не выставка, спектакль или лекция. Наш продукт — это впечатление, которое вынес с собой посетитель, то, как развивались его мысли, как они менялись и что в результате получилось.

Для того, чтобы посетитель мог воспринимать современное искусство, в форме концерта или выставки, чего угодно — нужно находиться в расслабленном, спокойном состоянии. А для этого он должен вокруг себя чувствовать доброжелательность, находиться в пространстве, которое его не подавляет, не раздражает, не навязывает себя, а, наоборот, как бы приглашает, адаптируясь под него. Нам важно, чтобы человек чувствовал себя хорошо, чтобы ему было комфортно здесь находиться… Или дискомфортно. Но это тоже создается специально, такой специальный дискомфорт. Есть такие пространства, в том числе и на текущей выставке, в которых звуком и светом создан некий легкий дискомфорт, для того, чтобы обострить ощущение присутствия в выставочном пространстве.

Мы добиваемся, чтобы человек — будь то сотрудник, посетитель, художник, режиссер, исполнитель, музыкант — проживая в ГРАУНД Солянке различные этапы своих эстетических переживаний, присваивал пространство галереи. Нам только этого и надо! Мы работаем с чувственностью, с сенсорикой. Вот бывает, что у тебя в каком-нибудь саду есть своя аллея или своя скамейка. Почему она твоя? Потому что ты здесь сидел, ты здесь читал, ты здесь мечтал, целовался на этой скамейке. У тебя есть связанные с этим местом воспоминания — поэтому оно твое. И ГРАУНД Солянка, как эта скамейка, — такое место, где ты многое пережил и, таким образом, присвоил это место себе.


Звук как материал очень подходит ГРАУНД Солянке. Внешняя информация доходит до человеческого сознания с разной скоростью. Путь от визуального предмета до сознания гораздо длиннее, чем у звука. Чтобы захватить и удержать внимание посетителя, погрузить его в уникальную среду произведений искусства, мы используем звук как самый эффективный для этой цели инструмент. ГРАУНД Солянка — родной дом саунд-арта и современной музыки.

Три слова, которыми я охарактеризовала бы ГРАУНД Солянку —кроссдисциплинарность, сайтспецифичность и клиентоориентированность :))


Два направления, которые мы хотели бы коллекционировать, и уже делаем решительные шаги в этих областях — это новая академическая музыка и саунд-арт. С композиторскими произведениями легче, почти все они записаны в нотах, особенно инструментальная музыка, а с саунд-артом сложнее. Кроме концертных произведений существуют пространственные экспозиции — звуковые инсталляции, звуковые скульптуры. Встает вопрос, как нотировать саунд-арт. Пока еще нет утвержденных правил, как хранить звук, как есть, например, правила для хранения скульптур из мрамора или предметов живописи на холсте. Как музеефицировать цифровые файлы? Саунд-арт — это часто импровизационные произведения, а значит, будучи сыграны несколько раз, они могут совсем исчезнуть. Предположим, это было сыграно и записано у самого автора, и автор по какой-то причине потерял эти файлы — вот и всё, на этом — конец. Во всем мире озабочены этим вопросом. ГРАУНД Солянка стремится стать лидером движения по сохранению звукового наследия в нашей стране.


«Голосуем рублем за искусство». Ценовая политика нашего магазина «Искусство навынос» направлена на решение важной для нас задачи — чтобы практически любой человек мог позволить себе приобрести художественные работы, и наша аудитория встречалась бы с искусством не только в ГРАУНД Солянке, но и каждый день у себя дома.