Этим летом в ГРАУНД Солянке настоящий бум молодого искусства. До 9 июля здесь идут сразу три выставки, в которых участвует более 60 выпускников и студентов крупных институций современного искусства. Кураторы выставок рассказывают, как они попали сюда все одновременно; делятся своими мыслями о том, почему сегодня особенно важно работать со студентами; почему сейчас нужно объединяться и выбирать будущее; почему молодым художникам важно участвовать в таких больших выставках в центральных галереях, где представлено самое разное искусство; и как молодым авторам манифестировать себя в мире, диктующем свои правила.

На трех этажах галереи буквально яблоку негде упасть: здесь соседствует технологическое и интерактивное искусство, видео-арт и зины, ироничное дейтинговое приложение и серьезные исследовательские работы, звуковые инсталляции, кинетические объекты и объекты в традиционных техниках.
Выставка «Буфер обмена» студентов магистратуры «Технологическое искусство» Университета МИСИС, пожалуй, самая интерактивная и самая технически-насыщенная, ее участники и их работы уже на пути в будущее, и только ждут, когда информация из буфера обмена пройдет свой процесс трансформации, дойдет до зрителя и будет им понята, чтобы двинуться дальше всем вместе. Художники здесь работают с темами личной безопасности (проект Self Protection с масками для защиты от распознавания лиц); создают нейрофантасмагории с помощью генеративной симуляции пространства («Видовая симуляция» Александра Василенко и Глеба Иванова); обращаются к актуальным темам психологии, предлагая зрителю испытать себя на жестокость и любопытство и проткнуть или не проткнуть мягкую игрушку, чтобы услышать ее голос, как в проекте Al'Gerda «Fancy овечка», или оказаться на месте ребенка, неожиданно выслушивающего сожаления и извинения «Достаточно хорошей матери» той же Al'Gerda; переосмысляют отношения между человеком и ИИ, а также обращаются к Библии, создавая аудиовизуальный частотный интерактивный словарь.
Выставка «Буфер обмена» студентов магистратуры «Технологическое искусство» Университета МИСИС, пожалуй, самая интерактивная и самая технически-насыщенная, ее участники и их работы уже на пути в будущее, и только ждут, когда информация из буфера обмена пройдет свой процесс трансформации, дойдет до зрителя и будет им понята, чтобы двинуться дальше всем вместе. Художники здесь работают с темами личной безопасности (проект Self Protection с масками для защиты от распознавания лиц); создают нейрофантасмагории с помощью генеративной симуляции пространства («Видовая симуляция» Александра Василенко и Глеба Иванова); обращаются к актуальным темам психологии, предлагая зрителю испытать себя на жестокость и любопытство и проткнуть или не проткнуть мягкую игрушку, чтобы услышать ее голос, как в проекте Al'Gerda «Fancy овечка», или оказаться на месте ребенка, неожиданно выслушивающего сожаления и извинения «Достаточно хорошей матери» той же Al'Gerda; переосмысляют отношения между человеком и ИИ, а также обращаются к Библии, создавая аудиовизуальный частотный интерактивный словарь.

Марина Рагозина: Чему посвящена выставка «Буфер обмена»? И почему вы считаете сейчас особенно важным работать со студентами?
Катя Пряник, куратор проекта: Наша выставка называется «Буфер обмена». Она собрана из работ, которые были созданы за двухнедельные интенсивы — две недели работы для каждого студента в течение полугода. Это важно, потому что это быстро сделанные, но хорошие работы, но я не буду давать оценки — сами увидите. Мне кажется, сейчас очень важно показывать молодых художников. Многие уехали, а многие художники, которые были «молодыми художниками до 35 лет» — ими уже все насытились, и нужна молодая кровь. И она есть — мы ее взращиваем. Ребята стараются, делают работы, быстро и результативно. И спасибо галерее, потому что, мне кажется, это первая галерея — ГРАУНД Солянка, которая объединила в своем пространстве такой уникальный набор почти всех основных образовательных институций. Дала возможность большому количеству студентов — больше 60 художников выставили здесь свои студенческие работы. Это интересно для кураторов других галерей, других институций.
МР: Какова общая концепция выставки «Буфер обмена»?
КП: «Буфер обмена» — это термин, который обозначает некое хранилище данных, непостоянное, как бы во времени застывшее. Данные попадают в буфер обмена, а потом пойдут дальше. Этот процесс и олицетворяют работы на выставке, созданные за две недели. И мы хотим показать, что явления темпоральны, что на некоторые вещи стоит смотреть не как на объект, а как на длительность, а технологическое может смешиваться с физическим миром, проявляться в соприкосновении с человеком. Поэтому у нас половина работ — это интерактивные инсталляции, когда зритель может почувствовать, прикоснуться и что-то поменять в работах. Это важно. Вот в этом концепция.
Катя Пряник, куратор проекта: Наша выставка называется «Буфер обмена». Она собрана из работ, которые были созданы за двухнедельные интенсивы — две недели работы для каждого студента в течение полугода. Это важно, потому что это быстро сделанные, но хорошие работы, но я не буду давать оценки — сами увидите. Мне кажется, сейчас очень важно показывать молодых художников. Многие уехали, а многие художники, которые были «молодыми художниками до 35 лет» — ими уже все насытились, и нужна молодая кровь. И она есть — мы ее взращиваем. Ребята стараются, делают работы, быстро и результативно. И спасибо галерее, потому что, мне кажется, это первая галерея — ГРАУНД Солянка, которая объединила в своем пространстве такой уникальный набор почти всех основных образовательных институций. Дала возможность большому количеству студентов — больше 60 художников выставили здесь свои студенческие работы. Это интересно для кураторов других галерей, других институций.
МР: Какова общая концепция выставки «Буфер обмена»?
КП: «Буфер обмена» — это термин, который обозначает некое хранилище данных, непостоянное, как бы во времени застывшее. Данные попадают в буфер обмена, а потом пойдут дальше. Этот процесс и олицетворяют работы на выставке, созданные за две недели. И мы хотим показать, что явления темпоральны, что на некоторые вещи стоит смотреть не как на объект, а как на длительность, а технологическое может смешиваться с физическим миром, проявляться в соприкосновении с человеком. Поэтому у нас половина работ — это интерактивные инсталляции, когда зритель может почувствовать, прикоснуться и что-то поменять в работах. Это важно. Вот в этом концепция.

МР: Почему для молодого художника важно выставляться на таких больших выставках, где представлено самое разное искусство?
КП: В нашем случае — это студенты, которые только что закончили первый курс. Важно выставляться в галерее в центре Москвы среди своих коллег, потому что важно смотреть, что делают коллеги в современном искусстве, знакомиться с ними, критически подходить к работам друг друга, вступать в диалог, обсуждать работы и коллаборировать. И мне кажется, что сейчас — время коллективизма, когда индивидуализм уходит на второй план. И очень важно собираться в какие-то кооперации, в коллаборации. Чтобы технологический художник, программист, световик, традиционный художник вместе придумывали нечто большее, нечто на пересечении того, что они все умеют, и находили какие-то новые визуальные вещи, которые трогают зрителя, и новые смыслы. Ну и еще, конечно же, я не могу не сказать о том, что на такие выставки ходят кураторы всех галерей, которые выставляют современных художников, и так как они — в поиске новых имен, это повод молодым художникам показать себя и познакомиться с ведущими кураторами Москвы.
МР: Как получилось, что вы делаете выставку в ГРАУНД Солянка?
КП: Мы обратились в галерею ГРАУНД Солянка, потому что это в центре Москвы, потому что эта близкая к нашему вайбу, так скажем, галерея, здесь есть и зины, и технологическое искусство, а мы — магистратура «Технологическое искусство» МИСИС — находимся где-то между, поэтому это место нам супер-подходит, это наша площадка. Поэтому мы предложили участие в выставке, и все получилось. Я считаю, что это супер.
КП: В нашем случае — это студенты, которые только что закончили первый курс. Важно выставляться в галерее в центре Москвы среди своих коллег, потому что важно смотреть, что делают коллеги в современном искусстве, знакомиться с ними, критически подходить к работам друг друга, вступать в диалог, обсуждать работы и коллаборировать. И мне кажется, что сейчас — время коллективизма, когда индивидуализм уходит на второй план. И очень важно собираться в какие-то кооперации, в коллаборации. Чтобы технологический художник, программист, световик, традиционный художник вместе придумывали нечто большее, нечто на пересечении того, что они все умеют, и находили какие-то новые визуальные вещи, которые трогают зрителя, и новые смыслы. Ну и еще, конечно же, я не могу не сказать о том, что на такие выставки ходят кураторы всех галерей, которые выставляют современных художников, и так как они — в поиске новых имен, это повод молодым художникам показать себя и познакомиться с ведущими кураторами Москвы.
МР: Как получилось, что вы делаете выставку в ГРАУНД Солянка?
КП: Мы обратились в галерею ГРАУНД Солянка, потому что это в центре Москвы, потому что эта близкая к нашему вайбу, так скажем, галерея, здесь есть и зины, и технологическое искусство, а мы — магистратура «Технологическое искусство» МИСИС — находимся где-то между, поэтому это место нам супер-подходит, это наша площадка. Поэтому мы предложили участие в выставке, и все получилось. Я считаю, что это супер.

Выставка «День открытых дверей в “нии будущего”» — это выставка-интервенция дипломных проектов одной группы выпускников Школы дизайна «Высшей школы экономики» и результат первого экспериментального выпуска независимой арт-группы NONSNS в лице Марии Челоянц и Гоши Голицына. Как понятно из одновременно ироничного и серьезного названия, художники и кураторы объединились в целый научно-исследовательский институт будущего. Кроме того, они решили не расставаться и после выпуска, а продолжить свою научно-художественную деятельность, изучая и моделируя будущее в его разных аспектах. В отдельном зале — эркере, представлены фундаментальные исследования художников на самые разные актуальные темы: «Современная подростковая культура в России 21 века», «Еда. Синергия заботы и власти», «Самопрезентация в виртуальном пространстве», «Поворот к заботе в искусстве позднего капитализма» и даже «Визуальный анализ рыночных стратегий галерей Москвы». Повсюду – на лестнице, под лестницей, в гардеробе – обманчиво, партизанским методом инсталлированы работы, раскрывающие эти темы: от приложения для знакомств Nova Lova до исследования баланса проявлений заботы и власти в проекте «Сядь, поешь». Кураторы проекта Гоша Голицын и Мария Челоянц убеждены, что художники благодаря пусть даже небольшим шагам и в диалоге со зрителем могут менять этот мир к лучшему, а молодым авторам именно сейчас особенно важно понимать, каким они хотят видеть будущее. Художники рассуждают о важности крепких дружественных связей, позволении на искренность, детскость и наивность, о болезненной привязанности к норме и мимикрии как способе достижения желаемого одобрения, о репрессивности школьного опыта, преимуществах чувственности перед строгостью, стереотипах взрослых в отношении подростков, месте настоящей боли и грусти в мире капитализма, о том, что человек всегда больше, чем сумма всех навешанных на него ярлыков, и о том, как продолжать говорить на своем языке и оставаться собой.

Гоша Голицын: Сначала — правда о том, почему мы здесь. Мы сидели с Машей возле гардероба в ГЭС-2, потому что мы выставку там готовили и пришли на монтаж. Повернули голову направо и увидели Катю Бочавар.
Мария Челоянц: Стали отвечать Кате на вопрос «как дела». У нас готовился тогда выпуск первых наших дипломников. Мы в принципе современное искусство преподаем первый раз. И вот мы выпускаем группу. Большое для нас событие. Начинала я ее вдвоем с Катей Сиверс, сейчас завершила вместе с Гошей. Получилось, что арт-группа NONSNS выпустила первых студентов. Мы рассказываем Кате о том, что мы вместе со своими дипломниками, детьми, приняли общее решение не расставаться. Импульс шел от них, и в ответ на этот импульс арт-группа NONSNS открыла свою дочернюю компанию, которая называется NONSNS BABY. А ребята создали самоорганизацию «Хорошо, но не супер» — это то, что они много раз слышали на просмотрах, и то, что стало их названием. Наш общий с ними проект называется «нии будущего».
ГГ: Еще мы сняли мастерскую на заводе, то есть у нас есть место, где мы можем встречаться теперь вне института.
Мария Челоянц: Стали отвечать Кате на вопрос «как дела». У нас готовился тогда выпуск первых наших дипломников. Мы в принципе современное искусство преподаем первый раз. И вот мы выпускаем группу. Большое для нас событие. Начинала я ее вдвоем с Катей Сиверс, сейчас завершила вместе с Гошей. Получилось, что арт-группа NONSNS выпустила первых студентов. Мы рассказываем Кате о том, что мы вместе со своими дипломниками, детьми, приняли общее решение не расставаться. Импульс шел от них, и в ответ на этот импульс арт-группа NONSNS открыла свою дочернюю компанию, которая называется NONSNS BABY. А ребята создали самоорганизацию «Хорошо, но не супер» — это то, что они много раз слышали на просмотрах, и то, что стало их названием. Наш общий с ними проект называется «нии будущего».
ГГ: Еще мы сняли мастерскую на заводе, то есть у нас есть место, где мы можем встречаться теперь вне института.

МЧ: Одновременно Кате мы рассказываем, про «нии будущего», а Катя одновременно нам рассказывает, что у нее готовится выставка со студентами и есть свободное пространство. Дальше мы говорим, что дипломники наши выпускаются 31 числа, а она говорит, что у нее выставка открывается 31 числа. И это звучит как бы слишком волшебно, слишком странно, чтобы решить, что это не нам. Мы решаем, что это судьба нас так сводит, и залетаем сюда. На тот момент были свободные пространства, несколько маргинальные: лестница, эркер, под лестницей местечко, гардероб… Нам эта маргинальность, в принципе, нравится — как будто бы это специально нежелание принимать законченную форму.
А про «нии будущего», такая история — основная мысль в том, что ребята взрослеют в мир, который диктует им какие-то свои правила: что нужно быть всегда продуктивным, стройным, спортивным, улыбающимся; всегда обязательно быть с кем-то в паре, иначе ты половинка — какая-то…, чья-то…, не нашедшая свою вторую половинку; что обязательно нужно доедать за собой до конца, не важно, хочешь ты этого или нет; что нужно строить личный бренд — очень много чего им рассказывает мир и очень аргументированно.
Поскольку ребята еще не включились в эту игру, у них есть эта позиция, когда они могут посмотреть и начать задавать вопросы, так ли им нравятся эти правила, и настолько ли им нужно по-настоящему включаться, играть по этим «правилам» и, таким образом, своим подключением их усиливать. Мы с ними выбрали смотреть на это критически, используя ту оптику, которая есть в современном искусстве, и решать самим — что оставить, а что, может, имеет смысл перепридумать. Такого рода вопросы они задают каждый себе.
ГГ: У каждого по сути была своя лаборатория.
МЧ: Дипломный проект в Вышке начинался с того, что они писали свое исследование, а потом делали художественные работы.
ГГ: Это как раз о различии залов. Эркер посвящен исследованиям их тем, они представлены в виде книг и видео, где студенты рассказывают про свои проекты.
А про «нии будущего», такая история — основная мысль в том, что ребята взрослеют в мир, который диктует им какие-то свои правила: что нужно быть всегда продуктивным, стройным, спортивным, улыбающимся; всегда обязательно быть с кем-то в паре, иначе ты половинка — какая-то…, чья-то…, не нашедшая свою вторую половинку; что обязательно нужно доедать за собой до конца, не важно, хочешь ты этого или нет; что нужно строить личный бренд — очень много чего им рассказывает мир и очень аргументированно.
Поскольку ребята еще не включились в эту игру, у них есть эта позиция, когда они могут посмотреть и начать задавать вопросы, так ли им нравятся эти правила, и настолько ли им нужно по-настоящему включаться, играть по этим «правилам» и, таким образом, своим подключением их усиливать. Мы с ними выбрали смотреть на это критически, используя ту оптику, которая есть в современном искусстве, и решать самим — что оставить, а что, может, имеет смысл перепридумать. Такого рода вопросы они задают каждый себе.
ГГ: У каждого по сути была своя лаборатория.
МЧ: Дипломный проект в Вышке начинался с того, что они писали свое исследование, а потом делали художественные работы.
ГГ: Это как раз о различии залов. Эркер посвящен исследованиям их тем, они представлены в виде книг и видео, где студенты рассказывают про свои проекты.

МЧ: И дальше мы действительно планируем продолжать, просто уже без этого внешнего импульса, когда у тебя нет сессии с ее дедлайном, с ее запросом, с оцениванием по разным критериям. Мы хотим увидеть как это будет — быть дальше вместе по собственному выбору.
МР: Как сейчас себя чувствует группа NONSNS в целом? Или вы совсем углубились в работу со студентами?
МЧ: У нас появилось новое направление деятельности — NONSNS BABY. Также есть большой проект «NONSNS ЖИВОПИСЬ БЕЗ ГРАНИЦ», он сейчас выставлен в ГЭС-2 и в галерее «Третье место» в Петербурге и будет выставляться еще в других городах, где мы тоже задаем реальности вопросы — не конкретизированные, как у студентов, а более общие. И есть еще перформативное, точнее хэппенинговое направление, которое тоже продолжается. Просто арт-группа NONSNS неожиданно расширилась новым поколением.
МР: Как вы думаете, что дает свежевыпустившимся студентам участие в таких больших историях, больших выставках?
МЧ: Это очень важная история. Пока они учатся и слышат какую-то критику в свой адрес, бывает, что довольно много ее, они не всегда чувствуют, что то, что они делают, кому-то нужно.
МР: Как сейчас себя чувствует группа NONSNS в целом? Или вы совсем углубились в работу со студентами?
МЧ: У нас появилось новое направление деятельности — NONSNS BABY. Также есть большой проект «NONSNS ЖИВОПИСЬ БЕЗ ГРАНИЦ», он сейчас выставлен в ГЭС-2 и в галерее «Третье место» в Петербурге и будет выставляться еще в других городах, где мы тоже задаем реальности вопросы — не конкретизированные, как у студентов, а более общие. И есть еще перформативное, точнее хэппенинговое направление, которое тоже продолжается. Просто арт-группа NONSNS неожиданно расширилась новым поколением.
МР: Как вы думаете, что дает свежевыпустившимся студентам участие в таких больших историях, больших выставках?
МЧ: Это очень важная история. Пока они учатся и слышат какую-то критику в свой адрес, бывает, что довольно много ее, они не всегда чувствуют, что то, что они делают, кому-то нужно.
МР: А вы как считаете, то, что делают художники сегодня, вообще кому-то нужно?
ГГ: Только художники могут поменять этот мир, и мы будем это делать.
МЧ: Кстати, у нас есть отзывы с выставок. Проект Кати Михайловой, к примеру, посвящен еде как практике, архетипически связанной с заботой, но при этом часто достаточно манипулятивной, как практике своего рода тонкого насилия, которое не сразу обнаруживается и передается из поколения в поколение. На этой выставке была такая прекрасная бабуля, которая пробыла там от начала и до конца и сказала, что если бы она увидела такой проект пораньше, то меньше было бы передано детям, внукам травм. А насчет нашей работы со студентами — было принято важное решение, что мы будем делать свои проекты и, делая их, будем манифестировать будущее. Мы будем его выбирать, и мы будем выбирать то, каким мы хотим его видеть. Из этого решения «нии будущего» с этой его патетикой в принципе и вырастает. То есть это не совсем наивная штучка, а важное решение — продолжать работать и продолжать выбирать свое будущее.
ГГ: Только художники могут поменять этот мир, и мы будем это делать.
МЧ: Кстати, у нас есть отзывы с выставок. Проект Кати Михайловой, к примеру, посвящен еде как практике, архетипически связанной с заботой, но при этом часто достаточно манипулятивной, как практике своего рода тонкого насилия, которое не сразу обнаруживается и передается из поколения в поколение. На этой выставке была такая прекрасная бабуля, которая пробыла там от начала и до конца и сказала, что если бы она увидела такой проект пораньше, то меньше было бы передано детям, внукам травм. А насчет нашей работы со студентами — было принято важное решение, что мы будем делать свои проекты и, делая их, будем манифестировать будущее. Мы будем его выбирать, и мы будем выбирать то, каким мы хотим его видеть. Из этого решения «нии будущего» с этой его патетикой в принципе и вырастает. То есть это не совсем наивная штучка, а важное решение — продолжать работать и продолжать выбирать свое будущее.