Читать

Нужно ли учиться в институте, чтобы стать художником? Наука и искусство в 21 веке.

В одной нашей статье, связанной с международным фестивалем «Киберфест», мы лишь вскользь упомянули о журнале искусств Leonardo, однако на самом деле, Leonardo не просто журнал, но большое международное общество искусств, наук и технологий, основанное ещё в прошлом веке. Оно включает в себя не только печатный вариант журнала о науке и искусствах, но и отдельное музыкальное издание, книги, а также электронный формат. Leonardo является другом и партнёром проекта ГРАУНД, поэтому сегодня мы поведаем его историю.

Рассуждения о связи искусства и наук имели место на протяжении всей истории искусства, однако для рассказа о Leonardo отсчёт начнём с 1959 года. В этот год была опубликована статья Чарльза П. Сноу «Две культуры и техническая революция», написанная на основе одноимённой лекции, прочитанной им в том же году в Кембриджском университете. В публикации понималась идея вполне естественной и даже необходимой связи между наукой и искусством. Такая яркая концепция очень заинтересовала американского авиационного инженера Фрэнка Малину, который также был и художником, интересовавшимся на тот момент кинетическим искусством. Он и стал первым автором Leonardo.

Выбор Фрэнком названия легко читается между строк — самый известный человек эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, чьё имя стало уже почти нарицательным, сохранился в памяти людей не только как гениальный художник, скульптор, но и как выдающийся инженер и учёный, применяющий в своей деятельности все знания художественной, естественной и технической областей.

Фото предоставлено Cyland media art lab

Основанный в Париже в 1968 году «пионером космонавтики» художником-кинетиком Фрэнком Малиной журнал Leonardo с самого начала сфокусировался на художниках, связывающих своё искусство с наукой и развивающимися технологиями. Поддерживаемый издательством MIT Press Leonardo быстро стал ведущим журналом в области рецензирования технологического искусства и сайнсарта.

Позже — в 1880-х, когда со смертью основателя организация переехала в США — на базе журнала возникло сообщество Leonardo, Международное общество искусств, наук и технологий (Leonardo / ISAST), ставящее своей целью поддержку, а также развитие сообщения и культурных взаимодействий между художниками, учёными и инженерами с помощью проведения различных конференций, паблик-токов и семинаров. Такая идея и её гениальное воплощение принадлежат американскому физику и астроному Роджеру Ф. Малине — сыну основателя журнала Фрэнка Малины.

С лёгкой руки Роджера в 1991 году отдельном формате стал выходить Leonardo Music Journal. Функционирующий как в печатном, так и в CD форматах, домен Leonardo по сей день публикует работы художников, которые изобретают медиа, внедряют развивающиеся технологии в искусство и расширяют границы радикальной и экспериментальной эстетики.

Так, развиваясь и увеличиваясь, Международное общество искусств, наук и технологий совместно с MIT Press взяло под своё управление все начинания журнала, поэтому сейчас Leonardo / ISAST является главным организатором и владельцем Leonardo Journal, Leonardo Music Journal, Электронного Альманаха Leonardo, серию Leonardo Book, Leonardo Обзоры, а также всех встреч и мероприятий сообщества — The Leonardo/LASER Talks.




На сегодняшний день международный канал общения между художниками представляет собой крупнейшую в мире организацию для художников, ученых и других людей, заинтересованных в применении современной науки и технологий в искусстве и музыке. А недавно — в 2020 году при поддержке медиалаборатории Cyland к членам сообщества Leonardo / ISAST присоединилась галерея-мастерская ГРАУНД Солянка, как одна из ведущих московских арт-пространств, поддерживающих проекты кроссдисциплинарного направления. Так галерея-мастерская стала столичной площадкой для проведения мероприятий The Leonardo/LASER Talks, а в условиях карантина и ограниченного посещения мы транслируем лекции и выступления сообщества на нашем канале.