Как не обмануть художника и не обмануться художником, понять ценность работ или таможенные тарифы — о пользе Ассоциации галерей (АГА) рассказывает галерист и куратор Сергей Попов. Попов — член правления Ассоциации, искусствовед, специалист по отечественному современному искусству и уже более 15-ти лет возглавляет галерею pop/off/art, представляющую как классиков современного искусства, так и лидеров сегодняшней арт-сцены. Две площадки связывает плодотворное сотрудничество: за один 2022 г. в ГРАУНД Солянке были организованы две выставки при партнёрстве с галереей pop/off/art — «Сад» Виталия Пушницкого и «15 сторис» Ивана Симонова.
Выставка Виталия Пушницкого «Сад» в ГРАУНД Солянке
«Ассоциации галерей (АГА) исполнилось 2 года. Необходимо подвести промежуточный итог, ещё год назад такой итог обозначить было сложно. Об Ассоциации галерей стали говорить, и это неудивительно: было проведено огромное число мероприятий — либо организованных самой Ассоциацией, либо при активном участии её членов. Стало очевидно, например, что дискуссии АГА во время московских арт-ярмарок играют роль определённых двигателей нашего локального арт-рынка. В рамках недавней дискуссии о проблемах музейных закупок искусства об Ассоциации галерей и отдельных галереях как партнёрах с огромным уважением говорили руководители крупнейших художественных музеев. Да и сама Ассоциация была презентована два года назад в музейных стенах — в Образовательном центре Московского музея современного искусства, тем самым обозначив перспективу сотрудничества с музейными институциями.
Зачем в принципе нужна Ассоциация галерей? Жили же галереи прежде без неё. На самом деле, московские галереи несколько раз пытались объединиться — на моей памяти, по меньшей мере, были две таких попытки. Но только эта увенчалась успехом, и только потому, что консолидирующей силой выступил Фонд поддержки современного искусства «Винзавод» и лично его президент Софья Троценко. Она же стала Президентом Ассоциации галерей. Софья и раньше была неформальным арбитром и порой мотивирующим лицом для тех галерей, что были резидентами «Винзавода», но сейчас её полномочия расширились, а задачи усложнились. Офис Ассоциации также располагается на «Винзаводе», и встречи галеристов тоже теперь часто проходят здесь, что удобно – на «Винзаводе» арендуют площади не менее десяти галерей. Всего в Ассоциацию сейчас входит 22 галереи, в основном московские, несколько петербургских и одна нижегородская. Некоторые галереи делают совместные выставки в партнёрстве, участвуют в продвижении одного художника. Например, сейчас в Нижнем Новгороде идёт выставка Владимира Потапова в галерее FUTURO, которая недавно вошла в Ассоциацию. Инвестиции в выставку были совместными, так как усилиями одной галереи организацию такой масштабной экспозиции обеспечить было бы трудно.
Встреча ассоциации галерей, 2021
Понятно, АГА объединяет коммерческие галереи, которые торгуют современным искусством. Однако, именно с объединением иначе были осознаны ситуации, которые казались очевидными нам, галеристам, но отнюдь не внешним игрокам — например, то, что галерея часто выступает как замена некоммерческого фонда, становясь партнером музейной выставки; порой становится меценатом, делая дары в музеи. Например, наша галерея только в истекшем году провела два совместных выставочных проекта в ГРАУНД Солянке. Примеров таких коллабораций галерей с музеями и фондами достаточно много.
Сегодня, когда галерей становится всё больше, Ассоциация оказалась своего рода профессиональным арбитром. Для вхождения в ряды АГА недостаточно только соответствовать номинальным критериям, таким как наличие выставочного пространства и собственного пула художников, — необходима экспертная оценка членов Ассоциации. Галерея может стать членом при условии, что она работает с конвенциональным современным искусством, а не с его суррогатом.
Встреча ассоциации галерей, 2021
Ассоциация призвана решать те задачи, которые ни одна из галерей не может решить в одиночку. Так или иначе, основные задачи связаны с вопросами взаимодействия с государственными структурами в широком спектре, от таможенных тарифов до музейных закупок. Были организованы несколько круглых столов и профессиональных встреч с представителями государственных организаций по проблемам таможенных тарифов на произведения искусства, где затрагивались, в том числе, и вопросы о культурной и художественной ценности работ — кто хоть раз вывозил искусство за границу, знает, насколько это важные определения. Но есть и задачи для самого арт-сообщества: галеристы сообща разработали кодекс этики, выстроили и прописали удобные алгоритмы деловых отношений с художниками, занимаются справедливым ценообразованием. Результаты пока не везде достигнуты, на то, чтобы они вошли в практику, понадобятся последующие годы, но фундамент перспективных и этичных отношений внутри арт-сообщества основательно заложен.
Отношения с художниками стали одним из краеугольных камней нашего взаимодействия. Новые дилеры, порой случайные люди в мире искусства, не всегда стремятся быть честными в отношениях с художниками. Да и некоторые художники, положа руку на сердце, не всегда стремятся быть честны и прозрачны в отношениях с галереями и дилерами. Удивительно, но ясно прописанных правил по взаимодействию художника с галереей или дилером на русском языке я не встречал ни разу до публикации Кодекса этики на сайте Ассоциации галерей. По умолчанию большинство творческих людей об этих правилах осведомлены, но вопросы и даже претензии по ним были прежде очень часты.
Арт-форум АКИ. Дискуссия «Галерея + музей: стратегии взаимодействия и партнерства». При поддержке Ассоциации галерей (АГА)
Можно сравнить Ассоциацию галерей с нашими ближайшими коллегами – Ассоциацией антикваров и арт-дилеров, которые объединяют галереи, квалифицированно занимающиеся продажей и показом старинного искусства. Как и антиквары, например, галереи – члены АГА следят за подлинностью произведений своих художников. Но в более широкой перспективе становится очевидно, что Ассоциация заняла свое место среди творческих профсоюзов, таких как Союзы художников или Академия художеств, или, с другой стороны, профессиональных организаций специалистов в креативных сферах, таких как Гильдия продюсеров кино или Ассоциация творческих кластеров. Пусть галерей в России пока не так много, как в крупнейших городах Европы или Азии, но задать высокий стандарт качества своей работой они давно способны».