Смотреть

Перед бессмертием все равны

Александр Кудрявцев поговорил с художником и перформером Георгием Острецовым о его графике в ГРАУНД Солянке и открытии выставки в Cube.Moscow



Георгий Острецов, из проекта «Лесные зрители»

С Георгием Острецовым ГРАУНД Солянку связывает давнее сотрудничество: здесь проходила персональная выставка художника «Лесные зрители», а тиражная графика из этой известной серии успешно продаётся в нашем магазине. 17 ноября в дружественном пространстве арт-платформы Cube.Moscow в SYNTAX GALLERY начинает работу выставка-антиутопия Острецова «Самоцветы инакомыслия».

Живопись и инсталляции, представленные в проекте, объединены общей идеей, которая родилась почти четверть века назад, в 1999 г. В центре — условное идеальное государство будущего, где новая религия и технологии стоят на страже устоявшегося положения вещей. Все усилия машины направлены на сохранение текущего порядка.

«Идеология нового правительства такова: смерти не существует, себя представить мёртвым невозможно — это контринтуитивно, и все мы равны перед бессмертием, как раньше — перед смертью. Уже в этом нарративе я пытаюсь показать язык обратных смыслов. И эти смыслы говорят следующее: вы бессмертны, вы рождены в этой реальности, где у вас есть три тюрьмы — это тело, семья и государство. Первое вы не выбираете, второе выбираете, третье создаёте», — объясняет художник.

Георгий Острецов, из выставки «Самоцветы инакомыслия»

По достижении пенсионного возраста человека отправляют в так называемые «Дома Воскресения», где государственные служащие помогают ему разом избавиться от тюрьмы тела. Всё это сдобрено визуализацией пропаганды, где среди образов «старого мира» неожиданно выныривают синюшные рыла роботов. 

Но не всё так сурово — наряду с холодной геометрией архитектонов будущего существуют динамические, абстрактные формы «творческих энергий», которые, по замыслу автора, являются единственным выходом из тоталитарной стагнации. Именно эти разноцветные аномалии, гибкие «самоцветы инакомыслия» и дали название проекту.

«Это те формы, которые не поддаются супрематическим шаблонам, начинают завиваться. Они прорастают, как паразиты. Их достаточно сложно обозначить и трудно бороться. Грубо говоря, это иррациональное мышление, которое не нужно государству, мышление, которое противостоит любой доктрине». (ГО)

Острецов — художник многоплановый. И если в своей новой выставке он предлагает достаточно конкретный сценарий будущего, то созданная совместно с галереей-мастерской ГРАУНД Солянка серия его работ «Лесные зрители» больше сродни труду учёных прошлого. Здесь Острецов исследует не искусственную среду утопичного тоталитарного мира, а, наоборот, естественную природу леса, раскрывая в ней новые индивидуальные смыслы и образы. Художник кропотливо зарисовывает обитателей леса — не жителей, а именно что, — зрителей. 

Георгий Острецов, из проекта «Лесные зрители»

«Чем более точечно я смотрю на объект, тем больше он смотрит на меня, и тогда я становлюсь немного лесной корягой, а коряга — человеком. Отсюда и получились «Лесные зрители», — говорит Острецов. 

Работы напоминают заметки первопроходцев, когда те сталкивались с неизвестным и фиксировали неведомые науке виды в своих путевых журналах. Перекрученные корешки, ветви, причудливо переплетённые, да так и оставшиеся, как будто бы замершие, осколки деревьев — всё это часть невидимой жизни леса, методично и скрупулезно перенесённая на бумагу.

«Проект появился во время пандемии, когда я жил на даче и для меня это было некоей отдушиной. Я не могу воспринимать лес в целом, как пейзаж. Я воспринимаю его как людей, каждое дерево в отдельности — как живое существо, как трагедию, у каждого своя история, своя драматургия», — рассказывает художник.

Георгий Острецов, из проекта «Лесные зрители»

Лишённые объективных признаков биологических существ, герои серии оживают, стоит только присмотреться к ним повнимательнее. Вот коряжка отрастила многочисленные ноги и приготовилась к прыжку, вот сучок грациозно изгибает несуществующую шею. Красота, как и жизнь, — в глазах смотрящего.

«Как эти деревья стоят, как они падают, образуя комбинации. Я беру какую-то корягу и вижу в ней жизнь. Снимаю кору и то, что под ней, абсолютно напоминает мышцы! Части одухотворенного существа или животного» (ГО)

Посмотреть, а также приобрести графические работы Георгия Острецова «Лесные зрители» можно в магазине ГРАУНД Солянки. Общий тираж серии — 50 штук, каждая работа пронумерована и подписана автором. Помимо графики, в магазине есть фигурные рамки, которые художник сделал специально для проекта.