Закрывая глаза, человек погружается в воображаемый мир — в мечты, размышления, воспоминания и реконструкции пережитого. Мир, состоящий из фантомов и преломленных проекций действительности, зачастую только выигрывает на ее фоне. Однако и то, что мы называем действительностью, похоже, никогда не предстает перед нами в своем объективном виде.
Выставленные в ГРАУНД Солянке проекты резидентов Открытых студий объединяет давний философский вопрос — возможно ли объективное восприятия действительности. Что представляет собой реконструкция, казалось бы, реального прошлого — и личного, и коллективного? Можно ли разобрать прошлое на слои, отделив субъективную оптику сегодняшнего дня от тоже субъективной, но иной оптики того времени, на которое направлено воспоминание? Когда человек тоскует по прошлому — это тоска по действительно пережитому или по вымыслу? Можем ли мы осознать как конструкт нашего мышления такое привычное и претендующее на объективность понятие, как природа? Как отделить в себе то, что обусловлено социальными практиками, от того, что входит с ними в противоречие? И что из этого более реально?
Экспозицию можно разделить на две категории. Одни проекты расследуют прошлое, переосмысляя его «настоящесть», — Елена Холкина обращается к уроку английского 13-летней давности в желании понять, в какой момент прошлое превратилось в настоящее, а Елена Шарганова в текстильном коллаже использует архивные семейные фотографии; несбыточные миры детских мечтаний для Ульяны Елкиной проявляются в скульптурных образах тающей собаки, а для Дарьи Арбузовой — в объектах, иллюстрирующих ностальгию по эпохе нулевых. Другая часть работ направлена на формирование мифологических миров дней сегодняшних — видеоинсталляции будто зависших между сном и явью ночного двора Аксаны Прутцковой и ночного пейзажа со статичной героиней Ольги Михальчук; Маргарита Журавлёва трансформирует вещи в одушевленные существа, а похожие на странные живые организмы объекты Юли Дибровой ставят под сомнение существование «природного» в мире, где отношение человека к природе по-прежнему оценивается с позиции хозяина. В свою очередь, Полина Савина развенчивает миф о благоприятном влиянии систематизации и порядка, как не имеющим ни одного шанса быть воплощенным в реальность.
Девять проектов, девять версий рассуждений вовлекают зрителей в «Миры, которых, видимо, не было», но которые, хотя с этим можно и поспорить, существуют сейчас в объективно реальном пространстве галереи-мастерской ГРАУНД Солянка.
Традиционно время окончания учебного года ГРАУНД посвящает студенческим выставкам, своего рода художественным отчетам образовательных институций Москвы. Это важное событие и для студентов и для художественной жизни столицы в целом. Выпускники получают «путевку в жизнь» — для многих это первый уникальный опыт организации своей экспозиции на одной из основных городских площадок современного искусства. А для посетителей это знакомство с новыми тенденциями и новаторскими идеями начинающих художников.