«Мои стихии» — вокальный цикл из двух частей для рояля и голоса, интерпретирующий четыре природные стихии и написанный специально для сопрано Натальи Павловой на стихи молодого итальянского поэта Греты Чиприани. Впервые с успехом был исполнен 2 года назад на фестивале «Московская осень».
«Английские каноны» написаны при помощи присущих Ираиде Юсуповой композиторских приёмов криптофонии и случайной (или стихийной) полифонии. Метод Юсуповой — это иррациональный процесс и заключён в поисках ключа шифрования в состоянии транса. Когда ключ найден, композитор определяет каждую ноту как букву или слог или число в определённой последовательности, формируя из этих строк структуру. Юсупова исходит из слова, из музыки в слове, а уже потом из музыки, заложенной в самом стихотворении поэта, совмещая все слои, из которых вырастает новая вселенная. Композитор называет это «спонтанной» полифонией. Произведение вдохновило медиа-художника Александра Долгина на создание фотоработы, а та в свою очередь послужила платформой для создание Юсуповой новой версии этой оперы специально для голоса Натальи Павловой.
«Отплытие» написано с использованием «стихийной» полифонии, где два разных звуковых слоя звучат свободно и независимо как друг от друга, так и внутри каждого слоя. Первый слой состоит из музыки 4-х саксофонов. Поэзия Шекспира зашифрована в музыке и озвучена музыкантами, которые изображают из себя отплывающих моряков, прощающихся с женами и подругами. Другой слой — это невидимый женский голос, принадлежащий Серене, соблазняющей моряков. Свою партию (по поэме Марины Цветаевой) сопрано поёт свободно и независимо от саксофонов. Работа будет показана в формате видеоинсталляции, автор — Давид Колантони. Работа сделана летом 2020 г. во время локдауна в Италии на вилле императора Нерона в Анцио, на берегу Тиренского моря.
«Луна как апельсин. Астролатрия» — это фрагмент мистерии. Произведение написано на стихи Эвелины Шац. Видеохудожник — Александр Долгин. Эта одна из последних работ Долгина, в которой художник обращается к творчеству Андрея Тарковского и к истории русского авангарда. Многие его работы демонстрировались в палаццо Франко Дзеффирелли во Флоренции, а также в Третьяковской галерее в Москве.