Распространенное в различных культурах представление о художнике не как о творце, а человеке, способном открыть, обнаружить незримое и ускользающее, сегодня находит свое отражение в концепции художественного исследования. Но идея «непосредственного» взгляда сама по себе проблематична — буквальный или метафорический, он всегда избирателен и опосредован, а увиденное в конечном счете становится предметом интерпретации. Объективы камер, цифровые экраны, оптические приборы, технические инструменты оказываются соучастниками восприятия и ретрансляции образов. Так, именно из экспериментов художниц с различными цифровыми медиа родился объединяющий мотив экспозиции – размышление о природе наблюдения, режимах видения и фиксации. Плотно вплетенное в повседневные практики, от пристального взгляда на себя самого, до попытки запечатлеть загадочное и необычное, лежащее в основе любых научных и творческих изысканий, наблюдение становится одновременно и предметом рефлексии и самоценным художественным жестом.
Выставка занимает два выставочных зала на втором этаже галереи-мастерской. По мере продвижения по экспозиции дистанция в отношении к наблюдаемому растет, зрителю предлагается метафорический маршрут — от наблюдения за собственной повседневностью через повторение чужого рутинного распорядка в видеоработе Лизы Штурневой до исследования восприятия окружающего мира в перспективе людей со зрительными нарушениями Аделины Фишовой, от партиципаторной инсталляции о человеческом взгляде на природу Дианы Артемьевой до выявления поведенческой схожести людей и животных Маши Скво, от коллекции текстур городских ландшафтов, в которых смешивается техногенное и природное, Тани Ведерниковой до поисков внеземных цивилизаций Анель Ералиевой.
Итоговые результаты опытов наблюдения остаются открытыми, — фокусируясь на том, что обычно ускользает от внимания, сами художницы оказываются под наблюдением зрителя, который становится еще одним звеном потенциально бесконечной рекурсии.
— Таня Ведерникова
Традиционно время окончания учебного года ГРАУНД посвящает студенческим выставкам, своего рода художественным отчетам образовательных институций Москвы. Это важное событие и для студентов и для художественной жизни столицы в целом. Выпускники получают «путевку в жизнь» — для многих это первый уникальный опыт организации своей экспозиции на одной из основных городских площадок современного искусства. А для посетителей это знакомство с новыми тенденциями и новаторскими идеями начинающих художников.
Мультидисциплинарная художница и куратор. Курирует профили медиаарт и интерактивный дизайн в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Применяя свой опыт работы в науке и искусстве, исследует разницу между дискретностью цифрового и непрерывностью человеческого опыта. В своей практике использует машинное зрение, нейронные сети и визуализацию данных. Курировала несколько международных выставок, исследующих изменчивость человеческого восприятия в технологической среде: Demo Version, виртуальная выставка (2022), HSE Garden Pavilion, на Ars Electronica Festival, A New Digital Deal (2021), What Time Are You?, HSE Art Gallery (2020), Новая Япония. Эффект наблюдателя, галерея-мастерская ГРАУНД Солянка (2019). В качестве куратора работала с HSE Art Gallery (2020) и галереей-мастерской ГРАУНД Солянка (2016–2018), в качестве преподавателя работала в Школе дизайна НИУ ВШЭ (2019–настоящее время), МФТИ (2023–настоящее время), Центр Art&Science Университета ИТМО (2023), онлайн-школе BBE (2021), University of Hertfordshire (2019–2020).