Наблюдать нельзя фиксировать

Дипломная выставка студентов IV курса Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Современное искусство»
17.05 – 23.06.2024
12:00 – 22:00
400
О выставке

Распространенное в различных культурах представление о художнике не как о творце, а человеке, способном открыть, обнаружить незримое и ускользающее, сегодня находит свое отражение в концепции художественного исследования. Но идея «непосредственного» взгляда сама по себе проблематична — буквальный или метафорический, он всегда избирателен и опосредован, а увиденное в конечном счете становится предметом интерпретации. Объективы камер, цифровые экраны, оптические приборы, технические инструменты оказываются соучастниками восприятия и ретрансляции образов. Так, именно из экспериментов художниц с различными цифровыми медиа родился объединяющий мотив экспозиции – размышление о природе наблюдения, режимах видения и фиксации. Плотно вплетенное в повседневные практики, от пристального взгляда на себя самого, до попытки запечатлеть загадочное и необычное, лежащее в основе любых научных и творческих изысканий, наблюдение становится одновременно и предметом рефлексии и самоценным художественным жестом.

Выставка занимает два выставочных зала на втором этаже галереи-мастерской. По мере продвижения по экспозиции дистанция в отношении к наблюдаемому растет, зрителю предлагается метафорический маршрут — от наблюдения за собственной повседневностью через повторение чужого рутинного распорядка в видеоработе Лизы Штурневой до исследования восприятия окружающего мира в перспективе людей со зрительными нарушениями Аделины Фишовой, от партиципаторной инсталляции о человеческом взгляде на природу Дианы Артемьевой до выявления поведенческой схожести людей и животных Маши Скво, от коллекции текстур городских ландшафтов, в которых смешивается техногенное и природное, Тани Ведерниковой до поисков внеземных цивилизаций Анель Ералиевой.


Итоговые результаты опытов наблюдения остаются открытыми, — фокусируясь на том, что обычно ускользает от внимания, сами художницы оказываются под наблюдением зрителя, который становится еще одним звеном потенциально бесконечной рекурсии.


— Таня Ведерникова

Студенческий май

Традиционно время окончания учебного года ГРАУНД посвящает студенческим выставкам, своего рода художественным отчетам образовательных институций Москвы. Это важное событие и для студентов и для художественной жизни столицы в целом. Выпускники получают «путевку в жизнь» — для многих это первый уникальный опыт организации своей экспозиции на одной из основных городских площадок современного искусства. А для посетителей это знакомство с новыми тенденциями и новаторскими идеями начинающих художников.

Параллельная программа
Участие бесплатное, необходима регистрация
Лекция
Приглашенный спикер — Ольга Дерюгина

11 июня в 19:00
Поэтическое исследование железнодорожных станций




2 июня в 15:00
Лекция
Приглашенный спикер — Денис Сивков


5 июня в 19:00
Объединяющий мотив как экспозиции так и параллельной программы — размышление о природе наблюдения, режимах видения и фиксации. Плотно вплетенное в повседневные практики, от пристального взгляда на себя самого, до попытки запечатлеть загадочное и необычное, лежащее в основе любых научных и творческих изысканий, наблюдение становится одновременно и предметом рефлексии и самоценным художественным жестом.
Куратор выставки
Художники
Технические специалисты:
Андрей Гагин,
Семен Заруцкий
Генеральный спонсор выставки
бренд оптики и солнцезащитных очков из России