Источник света

Выставка о феноменах света и зрения
10.02 – 26.03.2023
12:00 – 22:00
300
О выставке
Выставка «Источник света» представляет работы художников, объединенные общим размышлением о феноменах света и зрения. Сделать невидимое видимым, неосязаемое тактильным и материализовать время — то, что занимает авторов. Несмотря на то, что авторы работают в разных техниках, с различными темами, выставочное пространство само по себе становится полноценным предметом для рассмотрения и подобно акустическому резонатору преображает и усиливает индивидуальные авторские высказывания.

В серии фотографий «Путь» Мария Бавыкина рассматривает источник света как ориентир для идущего, границу между настоящим и будущим. «Куда еще двигаться, если не за светом или не на свет?» — спрашивает автор, размышляя в «Пути» на темы отличия пути от маршрута.

Если у Марии Бавыкиной глаз идущего фокусируется в поиске ориентира, то в своем экспериментальном фильме Александра Карелина намеренно расфокусирует зрительский взгляд на вещи. В прямом смысле — на вещи. Главные герои фильма «Последние слова» — предметы быта 1950–1970-х годов. Будто фиксация невидимого пользователя на смысле когда-то важных предметов иссякла со временем, смысл их стирается и образ тоже — расфокус дематериализует изображение на кинопленке, в этой, если так можно определить, предметной синематографической живописи. Это фильм, в котором герои, по словам автора, выходят на сцену, в зону освещения, зону видимости в последний раз.
Александра Карелина, проект Последние слова, фрагмент
Мария Бавыкина, проект Путь, фрагмент
Владислав Ефимов, проект Без крови, фрагмент
Но, если Карелина записывает на пленку «Последние слова» неодушевленных предметов, то, продолжая тему тайной жизни объектов, «исчезающих видов», Владислав Ефимов желает, наоборот, усопших возродить. В инсталляции «Без крови» художник рассматривает биологический музей как место встречи жизни и смерти. Отмечая, что «кровь — это, пожалуй, единственная субстанция, которой нет в музее, посвященном развитию, эволюции и изучению жизни», автор «Без крови» исследует то «чрезвычайно слабое и редкое, почти отсутствующее, биение жизни в обескровленных животных…». Демонстрируя в проекте визуальное «переливание крови», Ефимов обновляет привычный, пыльный имидж музейных чучел животных.

Владислав Ефимов стремится к обновлению Музея оживлением, а Юрий Пальмин обновляет Комнату однообразием. По словам автора, ему важно передать объект «..какой он есть, избегая зависимости от "точки зрения". Для меня фотография — это то, что я видел, а не то, как я вижу». Но есть нюансы — избегая «точки зрения», Пальмин не избегает «времени зрения». Проецируя на стены и окно комнаты ее саму, художник вовлекает зрителя в однообразие повторения, но какого — скучного или медитативного, прозаичного или поэтического, замыленного взгляда или провидческого? Инсталляцией «Комната продленного дня» Юрий Пальмин обнадеживает зрителя: «В скучном однообразии бесконечно продленного дня мерцает надежда на прозрение».
Кураторы
Участники
Владислав Ефимов, проект Без крови, фрагмент
Александра Карелина, проект Последние слова, фрагмент
Мария Бавыкина, проект Путь, фрагмент