Фотокниги и открытки Юлии Бориссовой — бестселлеры магазина ГРАУНД Солянки. Они привлекают взгляд, но, главное, они привлекают руки. Их незамедлительно хочется трогать, проваливаясь в массу «секретиков» и закоулков этих интерактивных книг-путешествий. Бориссова (с двумя «с»!) работает в жанре «книга художника» (artist’s book), а artist’s book это такая штука, которая приглашает к интимному опыту между книгой и зрителем. Различные техники взаимодействия: прошивки, вышивки, склейки, завёрнутые страницы, все эти оригами делают её работы максимально тактильными. Книги-объекты, книги-скульптуры — рукотворные, их трудно назвать опубликованными, они — созданные.
Юлия Бориссова — Let Me Fall Again
Автор видео: Алла Мировская
Их уникальное свойство заключается в том, что, несмотря на многодельность, фотокниги Бориссовой кажутся незаконченными, вероятно, потому что в них много пространства для интерпретаций. Великий теоретик фотографии Ролан Барт говорил, что «в основе своей фотография бывает подрывной не тогда, когда пугает, потрясает и даже бичует, но когда она пребывает в задумчивости.» Использованные художницей фотографии, либо свои, либо найденные имиджи, именно что — пребывающие в задумчивости, в воспоминаниях. В основном, воспоминаниях чужих — перерабатывая информацию, художница делает их частью своего собственного мифа.
Открытка из серии «Бегство на край»
Известный исследователь «книги художника» Йоханна Друккер интерпретирует книгу-объект как попытку скульптурной медитации над книжными качествами законченного продукта. Книги Бориссовой — медитация двойная: большинство её artist’s books можно обозначить, как медитации на тему памяти, как её личной, так и коллективной. Как в «Позволь мне упасть снова» (2018), где художница проводит параллели темы «падения» и «неудачи» в художественной практике с судьбой американского воздухоплавателя Джозефа Джонсона, одним из первых демонстрировавшего прыжки с парашютом из корзины воздушного шара. Тираж составляет 239 экземпляров, так как американский аэронавт совершил 239 прыжков. Или в книге «Бегство на край» (2020), где Юлия Бориссова соединяет купленные на блошином рынке в Петербурге архивные снимки периода революции 1917 г. и эмиграции первой волны с природными элементами: цветами, лепестками и тд., создавая многослойные изображения прошлого, но не личных воспоминаний, а сквозь призму памяти поколений. Или в «Белой блондинке» (2020) — книге про Антарктиду, которую, оказывается, полярники называют «белой блондинкой», в которой художница, по её словам, «.. заморозила архивные фотографии из Антарктических экспедиций, а также свои собственные, специально снятые для проекта автопортреты, превратив их в «айсберги, чтобы «остановить» время и показать страх забвения через столкновение с твёрдой и холодной поверхностью льда.»
Открытка из серии «Бегство на край»
Альбомы Юлии Бориссовой привыкли к прикосновениям, их страницы прошивали, вырезали, сворачивали — книги привыкли к вниманию, и от своих новых владельцев они тоже его требуют, но внимание это приятное, его хочется оказать. Вот здесь это можно сделать.
Открытка из серии «Бегство на край»
Юлия Бориссова
Фотограф, художник, дизайнер. Родилась в г. Таллин, Эстония, живет в Санкт-Петербурге. Выпускница программы «Фотография, как исследование» Фонда информационных и культурных программ «ФотоДепартамент» (Санкт-Петербург).