«Здесь вы не найдёте ничего интересного или захватывающего, хотя местами будет забавно», — предупреждает
Антон Светличный, автор инсталляции
The Vanishing Point (2022 г.). Именно название произведения композитора Антона Светличного «Лебедь сдох» вдохновило кураторов на одноимённое название совместной выставки Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) и ГРАУНД Солянки. В своём «Лебеде» Светличный при помощи MIDI-клавиатуры и компьютерной программы препарирует известную мелодию П. И. Чайковского. А в The Vanishing Point «надев 3D-очки, мы временно покидаем физический мир и попадаем в его виртуальный аналог — конечно, приблизительный и недостоверный, как и полагается симулякру.» (АС)
Зрителя ждёт, по словам автора, экскурсия по «… нескольким тесным комнатам, соединённых между собой. В каждой из комнат мог бы быть какой-нибудь объект, но мы не успели его реализовать». Во всех комнатах вместо объектов композитор Светличный присутствует сам, в виртуальном, конечно же, виде — фигура его «…нестабильна, искажена и периодически распадается на звук, музыку и видеоряд, существующие по отдельности». (АС)
Инсталляция посвящена историям, балансирующим на стыке жанров документального театра, стендапа и искусствоведческих комментариев. В одной «комнате» Светличный рассказывает нам о “русском Борхесе” Сигизмунде Кржижановском: «Если вы о нём знаете — респект, если нет — срочно заполните пробел, когда мы закончим». (АС)
Я, признаться, как раз не знала, и в процессе заполнения пробела понимаешь, что трудно не захотеть прочесть рассказ, который называется «Якоби и „Якобы“» (1919 г.), или пьесу с названием «Человек, который был Четвергом (по схеме Честертона)». Из инсталляции The Vanishing Point мы узнаём об удивительном креме в рассказе Кржижановского «Квадратурин»: с помощью мази герой решает квартирный вопрос, так как она способна расширять стены крошечной комнаты.