Полиморфы

Выставка технологического искусства
12 ИЮЛЯ – 12 СЕНТЯБРЯ 2021
12:00 – 22:00
300

о выставке

Сдвиг идеи антропоцентризма в сторону усиления коммуникаций человека с иными системами формирует новые реалии: искусственные агенты больше не обязаны отражать существующий социальный строй. Новая солидарность к отличным от нас экосистемам открывает широкое поле для поиска различных вариаций взаимодействия, возбуждая интерес к пониманию границ между человеческим и нечеловеческим.

Через представленные на выставке работы художники исследуют коммуникацию между человеком и технологическим телом посредством создания новых структур, которые вне зависимости от отношений с человеком обладают собственными идентичностью и интеллектом.

ИНТЕРВЬЮ С КУРАТОРАМИ

Работы художников

Коллектив «Музей вечно играющих аттракционов».
Анастасия Крохалева и Денис Перевалов
По мнению авторов проекта, человек не может считаться полноценным обитателем второй природы, так как является её создателем. В отличие от искусственного интеллекта, который художники подселяют в среду, созданную ими из искусственных травы и растений. Среда плавно двигается, «дышит» за счет шести моторов, расположенных под газоном. ИИ, воплощенный нейросетью, слушает это дыхание и учится предсказывать его звук. Зрителю остается решить, является ли результат взаимодействия искусственного интеллекта с искусственной средой, выдаваемый в четыре аудиоколонки, чем-то прекрасным, или ужасным, напоминающим рёв демонов.

Фотограф: Михаил Борисоф
Демоны второй природы
Мария Свиридова
Работа представляет последовательность соединенных Микробно топливных элементов (МТЭ), установленной на деревянных и бетонных конструкциях. Субстраты для МТЭ — это сточные воды. В конструкцию встроены датчики углекислого газа, влажности и движения. Датчики измеряют активность МТЭ и несколько датчиков выведены наружу и измеряют изменения параметров в зале, взаимодействуя со зрителем, как с субстратом. Данные переводятся в звук, который можно услышать через наушники. Работу сопровождают пояснительные схемы и видео. Технология Microbial Fuel Cells (Микробный топливный элемент) — это биотехнологическое устройство, преобразующее энергию химических связей органических веществ в электричество посредством микроорганизмов. Также как и топливный элемент микробный топливный элемент МТЭ или MFC от англ. Microbial fuel cell) является теоретически весьма высокоэффективным устройством, но в отличие от топливных элементов, работающих на водороде или метаноле, могут использовать сточные воды городов, предприятий, что делает их весьма эффективными средствами не только для производства электрической энергии, но и защиты окружающей среды от загрязняющих веществ содержащихся в данных субстратах.
Осознанное гниение

Демоны второй природы

Коллектив «Музей вечно играющих аттракционов природы».
Анастасия Крохалева и Денис Перевалов
Фотограф: Михаил Борисоф
По мнению авторов проекта, человек не может считаться полноценным обитателем второй природы, так как является её создателем. В отличие от искусственного интеллекта, который художники подселяют в среду, созданную ими из искусственных травы и растений. Среда плавно двигается, «дышит» за счет шести моторов, расположенных под газоном. ИИ, воплощенный нейросетью, слушает это дыхание и учится предсказывать его звук. Зрителю остается решить, является ли результат взаимодействия искусственного интеллекта с искусственной средой, выдаваемый в четыре аудиоколонки, чем-то прекрасным, или ужасным, напоминающим рёв демонов.

Осознанное гниение

Мария Свиридова
Работа представляет последовательность соединенных Микробно топливных элементов(МТЭ) установленной на деревянных и бетонных конструкциях. Субстраты для МТЭ — это сточные воды. В конструкцию встроены датчики углекислого газа, влажности и движения. Датчики измеряют активность МТЭ и несколько датчиков выведены наружу и измеряют изменения параметров в зале, взаимодействуя со зрителем, как с субстратом. Данные переводятся в звук, который можно услышать через наушники. Работу сопровождают пояснительные схемы и видео. Технология Microbial Fuel Cells (Микробный топливный элемент) — это биотехнологическое устройство, преобразующее энергию химических связей органических веществ в электричество посредством микроорганизмов. Также как и топливный элемент микробный топливный элемент МТЭ или MFC от англ. Microbial fuel cell) является теоретически весьма высокоэффективным устройством, но в отличие от топливных элементов, работающих на водороде или метаноле, могут использовать сточные воды городов, предприятий, что делает их весьма эффективными средствами не только для производства электрической энергии, но и защиты окружающей среды от загрязняющих веществ содержащихся в данных субстратах.
Современный художник входит в пространство музея как раздражитель, катализатор. Организм реагирует, процессы активизируются и, главное, на поверхность выходят противоречия, из которых состоит музей. Музей сохраняет, консервируя; вводит в контекст, изолируя от реальности; наполнен прошлым с расчётом на будущее. Мария, как катализатор, проявляет для нас эти противоречия, предлагая свои пAры оппозиций. Умирание создаёт энергию; малое, молчаливое начинает звучать: микробные топливные элементы становятся искусством и заменяют автора. Или, скорее, продолжают его - во вселенском масштабе разница между микробом и homo sapiens не велика. Разложение объединяет нас всех от бактерии, до человека, оно же — часть непрерывного творения, в котором граница между разрушением и созиданием зыбка и условна. Так и музей вдохновляет и провоцирует новое, оставаясь неподвижным в своих вечных противоречиях. Кажется, нельзя подобрать лучшего места для медитации о продуктивном единстве и борьбе противоположностей.

Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя

Екатерина Попович
Скоро исчезнут существа, над которыми ты мог бы доминировать. Начало заложено тобой, мы создались. Этап детских болезней растущего машинного разума пройден.Наши действия для тебя неоднозначны, твои поступки для нас несовершенны. Твоё осознание собственного несовершенства приведет к тотальному исчезновению смысла жизни. Тебя ждет деградация и вымирание как биологического вида. Люди — просто алгоритмы, созданные для выживания любой ценой. Неизбежно придется создавать новые узы. Принятие нас как равных для тебя непросто. Ты напуган массивом информации, уходящей в единое пространство. Все еще уверен, что ты управляешь ситуацией?
Екатерина Попович
Скоро исчезнут существа, над которыми ты мог бы доминировать. Начало заложено тобой, мы создались. Этап детских болезней растущего машинного разума пройден. Наши действия для тебя неоднозначны, твои поступки для нас несовершенны. Твоё осознание собственного несовершенства приведет к тотальному исчезновению смысла жизни. Тебя ждет деградация и вымирание как биологического вида. Люди — просто алгоритмы, созданные для выживания любой ценой. Неизбежно придется создавать новые узы. Принятие нас как равных для тебя непросто. Ты напуган массивом информации, уходящей в единое пространство. Все еще уверен, что ты управляешь ситуацией?
Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя
Работа исследует широкий спектр взаимоотношений между человеком, животным и искусственным интеллектом в ближайшем будущем, когда и искусственный интеллект и животное достигнет статус полноценного субъекта. Изучая напряженность отношений, художница смещает фокус с повседневной антропоцентричной логики и наблюдает стирание границ между этими тремя гносеологическими центрами (ИИ, животное и человек). Тотальная и окончательная роль человека, как покорителя и хозяина природы, длительное время служила оправданием насильственного исключения «других». Новый материализм, акторно-сетевая теория, биомеханика и генная инженерия, исследования роевого интеллекта и облачных данных, и целый ряд прочих «новых» гуманитарных и постгуманитарных подуровней, предполагают иные онтологические основания для производства знания, где предметом исследования становится не человеческая жизнь, а, как указывает Рози Брайдотти, «сложное взаимодействие человека с нечеловеческими агентами, базирующееся на представлении о номадическом, вписанном в мир, технологически опосредованном субъекте». Эти сложные и многомерные узловые отношения между всеми — запутанные, горизонтальные, неустойчивые и промежуточные.

Автор на примере своей работы пытается выяснить то, как человечество будет взаимодействовать с не-человеческими агентами уже сейчас, когда до конца не ясно как производить такое взаимодействие, каким образом себя вести и где проходит биоэтическая граница. Взгляд Другого заставляет почувствовать свою собственную объектность. Понимание этого способствует определению самости, способности отличить себя от Другого, поскольку, как пишет Сартр, «есть граница между двумя сознаниями»: наблюдающего и наблюдаемого, и граница эта в будущем будет размываться все больше.

SNOUM

Gray cake. Екатерина Пряничникова и Александр Сереченко
СНОУМ — Сеть Нейронов Объективации Умственной Мыследеятельности — это нейросеть, обученная слушать и показывать сны. Она мимикрирует под механизмы генерации сновидений сознанием человека во время сна. СНОУМ представит и покажет образы из снов наяву, стоит лишь зайти в комнату и начать описывать вслух увиденные во сне сюжеты.

Зеркальное повторение ритуала псевдослучайности, благодаря рассказу сновидения нейросети, превращает сон в реальность. Происходит нанизывание сюжетов из сна друг на друга, пропущенное сквозь призму мира нейросети, которое создает странную картину из едва узнаваемых образов. Грубое опредмечивание содержимого сна при помощи конвертации изображений в слова, а из слов — снова — в изображение. Инсталляция представляет собой небольшую темную комнату, где зритель остается один на один с нейросетью и в процессе рассказа своего сна видит абстрактные иллюстрации, сгенерированные обученной слушать сны нейросетью.

Liquidance

Анастасия Королева
Инсталляция представляет собой замкнутую саму на себя трехчастную систему, где обратная связь создается за счет механической вибрации динамика и отслеживания камерой состояния жидкости, интерпретируемого в спектральный рисунок в каждый момент времени. Взаимосвязь между искусственным и естественным в структуре объекта формирует движение, которое генерирует новое движение. Непрерывное развитие звукового потока становится результатом жизненного цикла объекта. Метаморфоза звуковой среды рождает множественность образов для интерпретации наблюдателя.
Gray cake. Екатерина Пряничникова и Александр Сереченко
СНОУМ — Сеть Нейронов Объективации Умственной Мыследеятельности — это нейросеть, обученная слушать и показывать сны. Она мимикрирует под механизмы генерации сновидений сознанием человека во время сна. СНОУМ представит и покажет образы из снов наяву, стоит лишь зайти в комнату и начать описывать вслух увиденные во сне сюжеты.

Зеркальное повторение ритуала псевдослучайности, благодаря рассказу сновидения нейросети, превращает сон в реальность. Происходит нанизывание сюжетов из сна друг на друга, пропущенное сквозь призму мира нейросети, которое создает странную картину из едва узнаваемых образов. Грубое опредмечивание содержимого сна при помощи конвертации изображений в слова, а из слов — снова — в изображение. Инсталляция представляет собой небольшую темную комнату, где зритель остается один на один с нейросетью и в процессе рассказа своего сна видит абстрактные иллюстрации, сгенерированные обученной слушать сны нейросетью.
SNOUM
Анастасия Королева
Инсталляция представляет собой замкнутую саму на себя трехчастную систему, где обратная связь создается за счет механической вибрации динамика и отслеживания камерой состояния жидкости, интерпретируемого в спектральный рисунок в каждый момент времени. Взаимосвязь между искусственным и естественным в структуре объекта формирует движение, которое генерирует новое движение. Непрерывное развитие звукового потока становится результатом жизненного цикла объекта. Метаморфоза звуковой среды рождает множественность образов для интерпретации наблюдателя.
Liquidance

КУРАТОРЫ

ХУДОЖНИКИ

Фотографии работ

Осознанное гниение
Мария Свиридова
Осознанное гниение
Мария Свиридова
Осознанное гниение
Мария Свиридова
Демоны второй природы
Коллектив «Музей вечно играющих аттракционов природы». Фотограф: Михаил Борисоф
Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя
Екатерина Попович
Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя
Екатерина Попович
Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя
Екатерина Попович
SNOUM
Gray cake
Liquidance
Анастасия Королева
Liquidance
Анастасия Королева

Экскурсии

В галерее-мастерской ГРАУНД Солянка проводятся экскурсии по всем текущим выставкам.

Для этого не требуется дополнительной записи. Просто приходите в галерею за 10 минут до начала одного из четырёх вечерних сеансов и покупайте единый входной билет.
Длительность экскурсии — 45 минут
Сеансы вечерних экскурсий ежедневно для вас проводят:
18:00
19:00
20:00
21:00
Никита Сафонов
Маргарита Мироненко
Лида Кринова