Постанимация. Дезориентирующий эффект

Выставка экспериментальной анимации
9 НОЯБРЯ – 5 ДЕКАБРЯ 2021
12:00 – 22:00
300
о выставке
Все авторы – современные действующие художники, которые используют анимацию как инструмент для решения своих художественных задач. Они экспериментируют, исследуют возможности анимации, избегая проторенных путей и популярных в индустриальной анимации приёмов, как, например, «‎12 принципов диснеевской анимации»‎. Участники выставки не рассматривают анимацию как сугубо детский и развлекательный контент, а, напротив, возвращают её в момент жанровой неопределённости, когда анимацию создавали среди прочих дадаисты и авангардисты, рассматривая её как закономерное развитие визуального искусства при помощи новых технических средств.

На выставке представлены работы российских авторов последних нескольких лет, часть работ создана специально для этой выставки. В некоторых случаях это фильмы, в других – инсталляции с использованием анимации.

Среди участников выставки – победители международных фестивалей, художники, фотографы, дизайнеры, использующие анимацию для создания произведений визуального искусства в движении.
«Культурный повод», ток-шоу
Гости: Надежда Свирская – куратор выставки и Александр Свирский – художник.
Ведущая: Ксения Ламшина.
КУРАТОР
Надежда Свирская
Участники выставки
Владимир Аверин
подробнее
Иван Архипов
подробнее
Геннадий Буто
подробнее
Василий Галактионов
подробнее
Анастасия Еремина
подробнее
Алексей Ермолаев и Саша Чирков
подробнее
Полина Кузина
подробнее
Настя Лисовец
подробнее
Катя Михеева
подробнее
Элиза Олькиницкая
подробнее
Анастасия Панина
подробнее
Patrick K.-H.
подробнее
Маша Пискунова
подробнее
Наталья Рысс
подробнее
Саша Свирский
подробнее
Елена Слобцева
подробнее
Алексей Сухов / Сюхмен
подробнее
Екатерина Чумаченко
подробнее
Кирилл Хачатуров
подробнее
Варя Яковлева
подробнее
Участники выставки высвобождают анимацию от рамок экранного медиума, не отрицая, но расширяя его возможности. Делают этот синтетический вид искусства ещё более сложносоставным, не поддающимся простым и чётким категориям, в очередной раз поднимая вопрос об условности границ жанров и медиумов.

Анимация – это медиум, где художник работает с чистым пространственственно-временным полем. Каждый элемент вносится в это поле осознанно. И если видео и кино похожи на видимый нами мир, то используя анимацию, автор создаёт собственный мир с нуля, где нет никакой необходимости симулировать реальность. Напротив, анимация предоставляет инструменты для конструирования самого невозможного пространства и взаимодействия самых неожиданных элементов. Живая и неживая природа, смоделированные фигуры и документальные кадры, рисунок и коллаж соединяются и проникают друг в друга, подчиняясь демиургической воле автора.
Фактически, анимация — это набор из тысячи статичных картинок, созданных художником при помощи самых разнообразных медиумов: живопись, графика, коллаж, фотография, объекты, сменяющих одна другую. То, что мы принимаем за движение, происходит не снаружи на экране, иллюзия возникает непосредственно у зрителя в голове, в мозгу, обрабатывающем поток статики, воспринимаемой глазами. Таким образом, анимация не существует без зрителя в буквальном смысле. Потенциал старейших и по чьим-то представлениям исчерпавших себя статичных художественных техник раскрывается при помощи анимации на новом техническом и когнитивном уровне, оставаясь полем эксперимента с визуальностью, нарративом, ритмом и звуком.
В своих работах художники выставки выстраивают пространство, атмосфера которого воздействует на персонажей, равно как и на зрителей. Если традиционная развлекательная анимация, как правило, упрощает персонажей и композицию кадра, то авторы данной выставки, напротив, помещают зрителя в некомфортную ситуацию неузнавания, провоцирующую на коммуникацию на новом непривычном уровне.
Авторы выставки — DIY-художники — создают свои работы практически в одиночку либо с минимальной командой единомышленников. Такая практика не свойственна жанровой и прикладной анимации, предполагающей слаженную работу многочисленных исполнителей, отчуждающих свой труд на этапе производства. Здесь художники преодолевают сложившиеся законы современного производства, возвращая результат его создателю.

Некоторые произведения развивают истории, начатые в снятых фильмах, другие же были созданы специально для данной выставки в качестве медианисталляций.
CОБЫТИЯ
Мастер-класс Бориса Казакова по бескамерной анимации
Участники мастер-класса познакомятся с основами техники бескамерной анимации и нарисуют свои кусочки анимации на киноплёнке, которые здесь же будут собраны в фильм и показаны участникам при помощи плёночного кинопроектора.

Событие пройдёт в рамках Большого фестиваля мультфильмов.

Режиссёр и художник Борис Казаков (г. Санкт-Петербург) известен своими экспериментальными работами в анимации и не только. Его короткометражные фильмы «Птенцы моря» (1996) и «Колы» (1999), нарисованные на плёнке поверх кинокадров, получили признание международных фестивалей, включая Оберхаузен и Берлинале, а копии были куплены в музей Кино в Амстердаме. Клип «Саша» на песню Виктора Цоя (покадровая анимация фломастером на канцелярских бумажках), стал хитом YouTube.

Мастер-класс будет интересен как детям старше 10 лет, так и взрослым.

Прошел 4 декабря
Ща, 5 сек
Офлайн-премьера 7-го микро фестиваля супер коротких (до 7 секунд) анимационных фильмов.

Фестиваль был придуман как шутка аниматором Евгением Фадеевым и куратором Надеждой Свирской, и впервые прошёл в клубе Большого фестиваля мультфильмов в 2019 году. С тех про вышло уже шесть выпусков, в каждом из которых более 100 фильмов. «Ща, 5 сек» по сути является фестивалем-микробом, он проходит несколько раз в году в рамках других более крупных событий.
Событие пройдёт в рамках Большого фестиваля мультфильмов.

У фестиваля нет селекции, любой желающий может прислать свой фильм во время приёма заявок, и если фильм не нарушает закон и тех.требования фестиваля, он войдёт в фестивальный выпуск. У «Ща, 5 сек» нет официального жюри, любой зритель может приготовить свой приз и вручить его автору понравившегося фильма.


Закончилось 4 декабря