Беседа архитектурного теоретика Сергея Ситара с художником и одним из кураторов выставки «Источник света» Юрием Пальминым. В рамках Свет Феста
Сергей Ситар
Если наблюдательница удаляется от циферблата часов со скоростью света, движение стрелок для нее замирает – с ней происходит нечто вроде попадания внутрь мгновения. Как дает нам понять теория относительности Эйнштейна, скорость света является предельной для внутримировых перемещений, один фотон не может догнать или обогнать другой, а это значит, что «жизнь среди фотонов» – это жизнь без времени, событий и изменений: фотоны не могут наблюдать события и обмениваться информацией с другими фотонами с помощью каких-то третьих фотонов или иных частиц. Мы, люди, отстаем от фотонов, и, соответственно, лишь в силу нашей неспособности их догнать – то есть в силу нашей «отсталости» – для нас оказываются существующими различные движения и процессы. Анализ и моделирование процессов тысячелетиями находились в центре интересов науки, однако теперь мы вынуждены признать, что любое полученное таким образом знание – это не более чем искажение, складка и деформация «неизменного» фотонного мира. Так свет возвышается теорией относительности до статуса схоластического Actus Purus (то есть по сути до статуса Бога), одновременно лишаясь привычного для эпохи Просвещения значения главного средства установления истины. Иначе говоря, перед нами здесь «смерть света» в смысле привилегированной опоры классической модели репрезентации и одновременное «рождение света» в каком-то ином, еще не очень понятном для нас качестве. Как реагирует на этот сдвиг концепция выставки «Источник света»? И как можно было бы перестать инструментализировать свет, не превращая его в то же время в объект суеверного поклонения? Этим и другим, смежным вопросам будет посвящена беседа.
В период с 1991 по 1992 год учился в Южно-Калифорнийском архитектурном институте (Sci-Arch). В 1996 году закончил Московский архитектурный институт. С 1995 года был партнером голландского архитектора Барта Голдхоорна в создании архитектурного журнала «Проект Россия», работая как автор текстов, заместитель главного редактора и арт-директор. Параллельно работал в качестве независимого критика, архитектора, дизайнера, автора выставочных проектов. Принимал участие в образовательных и исследовательских проектах, посвященных теме города, — в том числе в международном проекте «Убывающие города» (2002-2005) как куратор российского раздела. С 2001 года исполняет обязанности выпускающего редактора, а затем редактора теоретического раздела журнала Проект International. В последние годы выступает с лекциями, преподает и участвует в разработке стратегических проектов для региональных российских городов, среди которых Норильск, Сочи, города ЯНАО. В 2011-2012 годах работает научным руководителем программы «ЭРА регионов. Республика Северная Осетия-Алания».
Юрий Пальмин
Художник, фотограф архитектуры. Учился на филологическом факультете МГУ по специальности «Структурная и прикладная лингвистика». Профессиональную карьеру фотографа начал в 1989 году. Самостоятельно работает с 1991 года. Сотрудничает с современными архитекторами и профессиональной прессой в России и за рубежом. Автор иллюстраций к книгам о современной и исторической российской архитектуре. Участвует в художественных проектах совместно с известными художниками, в их число входят Алена Кирцова, Александр Бродский, Владислав Ефимов, Сергей Леонтьев. Преподаватель школы МАРШ. Соучредитель Института модернизма (Москва, 2014). Работы находятся в собраниях Государственного музея архитектуры, ГМИИ, МАММ, коллекции Газпромбанка, частных коллекциях.