Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка продолжает серию выставок «Пропейзаж», приглашая зрителей ко второму путешествию в места, созданные художниками и музыкантами вместе. Художники начинают, музыканты подхватывают — экспозиция построена по принципу буриме, где визуальная и акустическая составляющие соединяются в единое произведение.
«Пропейзаж» — ежегодный летний проект ГРАУНДА, и в этом сезоне мы попадем в места мистификаций и загадок, деконструкций и измененных ландшафтных состояний инсталляций шести художников.
Петербургский художник Пётр Белый деконструирует романтический пейзаж, раскладывая его на составляющие — волны, лес и облака. Используя для создания произведений стройматериалы и инструменты ручного труда, художник зашифровывает поэтику стройки в элементах классического пейзажа. «Болота» Петра Швецова — проект-исследование границ живописи на примере единственного мотива — пейзажа с болотом. Живописная фактура проходит здесь проверку на способность передать глубину подтопленной трясины, в которой увязают взгляд и смысл. «Болота» — круг работ, объединенных исходным желанием всмотреться в максимальном приближении в этимологическую суть топи, в ее живописную глубину. В мире Рината Волигамси происходит множество странных явлений. Конкретный источник сложно идентифицировать, будто бы само существо леса оказывается наделено невиданными силами, деформирующими реальность вокруг, а свет оживает и становится действующим героем мистического сюжета. В своих видео–работах Вильгений Мельников привлекает природу в соавторы, фиксируя на камеру результаты импровизационного взаимодействия природных явлений со своими объектами. Пейзаж это то, что мы видим и как мы видим. В своем проекте «Высокая вода» калужский художник Владимир Марин меняет не оптику изображения, но оптику той рамки, в которую это изображение вписано. «Поплывшие», деконструированные оконные рамы преображают наше отношение к увиденному. В звуковой инсталляции Олега Макарова и vitalinair «Окно» дикторы московского метро зачитывают стихотворения Владислава Ходасевича, будто каждая строчка — объявление несуществующей станции метрополитена. Вместе с авторами посетитель отправляется в аудиальное путешествие по подземным маршрутам.
Отличительной чертой выставки «Пропейзаж II» является то, что визуальный ряд сопровождает человеческий голос, а не инструментальная музыка. В пяти инсталляциях будут звучать записанные специально для них вокальные импровизации. Это связано с тем, что выставка проходит параллельно с фестивалем новой академической музыки а капелла «До и после». Два важных для ГРАУНДа проекта демонстрируют разнообразие применения вокальных практик.
Куратор
Катя Бочавар
Художник, куратор, архитектор выставочных пространств
Художники
Пётр Белый Ринат Волигамси
Олег Макаров / vitalinair Владимир Марин
Вильгений Мельников Пётр Швецов
Исполнители
Илья Лаптев Екатерина Палагина Илья Салман
Евгения Фомина Людмила Данилова
Ксения Дягилева Мария Гескина
Чтецы
Юлия Романова-Кутьина
Алексей Россошанский
Выставка создана при поддержке: Marina Gisich Gallery NAMEGALLERY 11.12 GALLERY
Алексей Трегубов
Окончил МГАХУ памяти 1905 года (факультет живописи). МГАХИ имени В.И. Сурикова (мастерская Евгения Максимова и Ивана Лубенникова). В 2001-2006 работал в мастерской Александра Корноухова, участвовал в создании мозаик для различных проектов в Москве, Цюрихе, Украине.
С 2005 – член монументальной секции Московского союза художников.
Наталья Гросицкая
Художник, куратор. Училась в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза (факультет немецкого языка) и Школе современного искусства «Свободные мастерские». В течение 12 лет руководила собственной дизайн-студией, специализирующейся на комплексном решении задач, от создания корпоративной айдентики до разработки оформления и сценографии для мероприятий различного формата. В настоящее время занимается изучением, систематизацией и продвижением творческого наследия художника Андрея Гросицкого В 2019 году выступила куратором юбилейной ретроспективной выставки Андрея Гросицкого «Порядок вещей» в галерее ARTSTORY.
Наталия Пронченко
Художник. Окончила исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Занималась живописью в мастерской Н.И. Андронова. Член Московского и Российского союза художников.
Наиболее важные для автора персональные выставки: «Были все дети разного цветa…» в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина; «Пространство ёлки» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева (МУАР); «Культпоход» в Московском союзе художников; «Личная коллекция» в Центральном доме художника.
Ярослав Шварцштейн
Художник. Окончил Музыкальное училище им. Гнесиных по классу трубы (1994) и Ганноверскую консерваторию (Германия, 2000). Член актива и председатель худсовета возрожденной Петром Айду группы Персимфанс (2009—наст. время). Играл в оркестре Volkswagen, оркестре Ганноверской оперы, преподавал портрет и набросок, руководил тремя духовыми оркестрами (пожарным, охотничьим и оркестром путников).
С 2003 года работает над иллюстрациями к рассказу Владимира Сорокина «Лошадиный суп». В 2006 году «Лошадиный суп» выходит в Москве на русском языке как иллюстрированное издание с 60 рисунками; на немецком языке книга вышла в издательстве Ciconia Ciconia с презентацией в Literaturhaus Berlin (2017). Вместе с Владимиром Сорокиным при поддержке Леонида Огарева работает над проектом «Опричная книга» (2009—2014). Презентация книги проходит в галерее DAAD (Берлин, 2015). В 2019 году издательство Ciconia Ciconia выпускает книгу-каталог об этом проекте. В 2011 года начал работу над альбомом «Метель» по повести Владимира Сорокина, который был издан в Берлине в 2020 году. Принимал участие в фестивале Gogolfest (куратор Катя Бочавар) в Киеве, где вместе с Петром Айду устраивал звуковые перформансы и разрабатывал дизайн платформы oldpiano.ru (2010). Участвует в групповых выставках и проводит персональную выставку New Works в галерее Марии Порудоминской и Вадима Захарова Free Home (Берлин, 2016). Совместно с Натали Шеллонг проводит совместные выставки и акцию PORTRAIT PARTY (2017—наст. время), в которой на сегодняшний день успело проучаствовавать свыше ста художников в городах Европы и России, и было написано более 500 портретов. Автор графического балета «Трапеция» на музыку Прокофьева. Премьера состоялась в зале Зарядье (2021). Автор графической секвенции «Сон Персимфанса» в книге «Сто лет Персимфанса» (2022). В качестве театрального художника осуществил в Ганноверском театре проект Dead or alive III (2019). Автор скульптуры Urmutter в рамках проекта Pig Wise (реж. Мирко Боршт, Spreehalle, Берлин, 2021).
Ольга Божко
Окончила Московскую школу художественных ремесел (специальность «художник по росписи ткани», 1994), Российскую академию театрального искусства (2000) и Институт проблем современного искусства (2002). Лауреат театральной премии «Дебют» в номинации «Лучшая сценография» (2001). Член сообщества художников VGLAZ (2010—наст. время). Куратор в Музее AZ (2014—наст. время).
Была куратором выставок: «Парадный портрет» (Студия 50А, Москва, 2014), «Сама по себе», (Студия 50А, Москва, 2014), «В некотором царстве , в некотором государстве» (Студия 50А, Москва, 2015), «Мысли вслух» (Зверевский центр, Москва, 2015), «Плей-граунд» (ВЗ галерея ГРАУНД «На Песчаной», Москва, 2017), «Отцы и Дети» (Новое крыло Дома Гоголя, Москва, 2018), «ТЕКСТиль», Новое крыло Дома Гоголя, сокуратор Луиз Морин, Москва, 2018).
Персональные выставки: «Дзен или Чеховские мотивы» (Галерея АВС, Москва, 2005), «Привидение в порядок» (Галерея АВС, Москва, 2006), «Фреска» (Галерея АВС, Москва, 2007), Rainbow Inside (Galerie Iragui, Москва, 2008), «Пуще были» (Galerie Iragui, Москва, 2011), «Демонстрация» (Галерея ОФИС, Москва, 2011), «Избранное» (Galerie Iragui, Москва, 2013), «Зе Вол» (Random Gallery, Москва, 2014), «Канва» (Galerie Iragui, Москва, 2014), «Рыбы немы» (Pushkin House, Лондон, 2015), «Этюды» (VGLAZ, Москва, 2015), «Другая культура» (Galerie Iragui, Москва, 2016), «Триумфальная арка» (ЦТИ Фабрика, Москва, 2017), «Мегаренессанс» (Арх-коворкинг в Центральном доме архитекторов, Москва, 2017), «Каждая кухарка» (Galerie Iragui, Москва, 2020), «Присутствие отсутствия» (Галерея ГУМ-Red-Line, Москва, 2021). Работы находятся в частных и музейных коллекциях.
Ольга Божко экспериментирует преимущественно с ремесленными практиками, работая на контрасте сочетания рукотворного исполнения с цифровыми, виртуальными образами.
Вероника Георгиева
Художник. Закончила Московский Архитектурный Институт (МАрхИ). Создатель отмеченной позже как культовой, рекламной кампании 2010 года для дома моды Comme Des Garçons. В 2017 году идея проекта была взята за основу для совместной кампании SUPREME X CdG. По заказу агенства Saatchi & Saatchi создала имиджи к 25-летию организации Reporters Without Borders. Проект был номинирован на премию Golden Lion на Каннском Международном рекламном фестивале. В 2023 году выставка Mirror Mirror. On Fashion & Psyche открылась в Fashion Museum Antwerp (MOMU) и параллельно в Dr. Guislain Museum, Ghent, с работами художницы и ее имиджем как главным для всей рекламной продукции и каталога выставки. В коллаборации Георгиевой входит работа с такими изданиями, как Wallpaper (London), New York Times Magazine (New York), FALL Magazine (London), Knack/Le Vif Weekend magazine (Belguim), Electra magazine (Portugal) и организациями Senhoa Foundation, Petrou\Man Fashion, Puzzle with Purpose, а также рекламная кампания для TEGIN Fashion House.
Вероника Георгиева выставлялась в Музее Современного Искусства (MOMA)/ Нью-Йорк; City Museum of Ljubljana/Slovenia; Kulturforum/Berlin; Aurora Festival /Dallas, Texas; Zimmerli Art Museum / Rutgers, USA: Exploratorium Museum of Art and Science/San-Francisco; Dr. Guislain Museum /Ghent; Fashion Museum Antwerp (MOMU)/Antwerpen; Дом Гоголя/Москва; Berlin State Museum /Berlin; параллельная программа V Московской Биеннале; parallel program to 14th Venice Architectural Biennale; Arnhem Mode Biennale. Работы Георгиевой включены в музейные и частные коллекции США, Европы и Австралии.
Совмещая навыки архитектора и уникальные, лично разработанные художественные приемы, Георгиева работает с различными медиа, включая масштабные видео-инсталляции, фото-принты и малотиражные печатные издания. Отличные по технике и формам работы, все они находятся в одной зоне притяжения таких интересов и исследований художницы, как — деконструкция привычных образов, многослойность коллективной памяти и связь с памятью индивидуальной, поэтика остранения, взаимодействие скрытого и явного, важность невидимого по сравнению с визуально проявленным.
Сергей Катран
Художник. Окончил факультет естествознания Криворожского государственного педагогического института (программа «Химия и биология», 1992). В 1993 году переехал в Москву, где получил степень в области изящных искусств — диплом Школы визуальных искусств. Лауреат Ломоносовской художественной премии факультета философии МГУ за интеллектуальную вклад в современное искусство (2012). Лауреат программы «Фабричные мастерские» Центра творческих индустрий «Фабрика» (2019).
Работы Сергея Катрана хранятся в музейных, частных и корпоративных коллекциях, в частности в коллекции Лучано Бенеттона Imago Mundi (Тревизо, Италия), коллекции Les Jardins d’Étretat (Нормандия, Франция), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном центре современного искусства (Москва) и др.
Катран экспериментирует с Science Art и BioArt и работает в различных медиа, таких как инсталляция, скульптура, перформанс и видео. Его практики комбинируют новейшие научные достижение с идеями взаимопомощи, этнической и экологической повестки, поддержки видового разнообразия.
Арсений Леонович
Архитектор, дизайнер, художник. Победитель российских и международных художественных и архитектурных конкурсов. Окончил Московский архитектурный институт (1998), проходил стажировку в Делфтском техническом университете (Нидерланды). Совместно с Никитой Токаревым основал архитектурное бюро PANACOM (2000). Автор инсталляций и фуд-арт проектов. В своей художественной практике использует разные материалы и техники, в том числе архитектурную графику, вдохновляясь сюрреализмом и супрематическими экспериментами модернистов ХХ века.
Олег Гудачёв
Композитор, преподаватель, музыковед, кларнетист, импровизатор-мультиинструменталист. Кандидат искусствоведения. Преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета. Член Союза Композиторов России. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «композиция» (2014), Международную академию молодых композиторов МАСМ (2015, 2018) и аспирантуру Академии русского балета им. А.Я. Вагановой по специальности «Искусствоведение» (2018). Защитил диссертацию на тему «Пространственная композиция в новой музыке конца XX — начала XXI века» (2019).
Композитор-резидент ГАМ-Ансамбля (2019), Европейского центра искусств HELLERAU (Дрезден, 2020). Двукратный лауреат композиторского конкурса «Симфония Сибири» (2017, 2018). Лауреат программы композиторских заказов «Русская музыка 2.0» Aksenov Family Foundation (2020). Трехкратный лауреат конкурса композиторских заказов «Ноты и квоты», в номинации для большого ансамбля (2021), в номинации для солиста, дуэта или трио (2022) и в номинация для малого ансамбля (2023). Номинант Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2023) в категории «Работа композитора в музыкальном театре» за музыку к балету «Место, которого еще не было». Автор музыки к презентационному видео-ролику к открытию Дома культуры ГЭС-2. Автор пространственных инсталляций: «Архипелаг» (проект «Настройки» и «Настройки-2» фонда V-A-C, Москва, ДК ГЭС-2, 2022), «Петрополис» (Петропавловской крепость, фестиваль Друзья Петербурга, Газпром; Инженерный дом, в рамках проекта «Великое посольство», фонд Эрмитаж XXI век, 2022); иммерсивной инсталляции L-ISA SYMPHONY (по заказу фонда V-A-C, проект «Геометрия звука» ДК ГЭС-2, Москва, 2023) и «Автофонии» для 45 автомобилей, двух сопрано, большого ансамбля и саундтрека («Выкса-фестиваль», Выкса, 2023).
Автор музыки к спектаклям, в числе которых драматические спектакли «Солнечная линия», «Чайка» (Александринский театр), «Бесчестье», «Женщина и Мозг» (Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова), «Пиковая дама. Игра» (Театре им. Ленсовета); оперный спектакль «Марья Ставрогина» (Новая сцена Театр Наций); балетные спектакли «Молот. Сумерки», «Амеля», «Место, которого еще не было», «Черный сад» и «Сад Камней» (ГЭС-2, Москва) и инклюзивные танцевальные лаборатории InsideOut Dance Integrated Australia (Музей «Гараж») и «Большой опыт» фонда V-A-C (ГЭС-2, Москва).
Музыка издавалась на дисках лейблов FANCYMUSIC, RayRecords и фирмы «Мелодия».
Мария Аникеева
Композитор, член Союза композиторов России. С отличием окончила Московскую государственную консерваторию им.П.И. Чайковского — основной курс (2019, кафедра «Композиция», класс проф. А.А. Коблякова) и ассистентуру-стажировку (2021, кафедра «Искусство композиции», класс проф. А.А.Коблякова, научный руководитель В.Н. Холопова) . Аспирантка 2-го курса в АХИ им. В.Попова (научный руководитель В.Н. Холопова). Педагог в МГК им.П.И.Чайковского на кафедре «Композиции».
Лауреат 1-ой премии международного конкурса молодых композиторов им. С.Губайдулиной (2020), лауреат 3-й степени международного конкурса им. Н.Я.Мясковского (2018), лауреат Премии Благотворительного Фонда «Создаем будущее» Председателя Совета директоров ПАО “Газпром” В.А.Зубкова, Лауреат 3-й степени в проекте «Открытый космос»(2022). Дипломант международного конкурса им. Н.Я. Мясковского (2016, 2020) и международного конкурса в рамках зимнего фестиваля искусств в Сочи (2018, 2021). Участница проектов «Акустическая читка», «Композиторские читки», «Кооперация-дети», «Резиденция ТТ», «Открытый Космос».
Произведения Марии Аникеевой исполнялась такими коллективами, как Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», оркестр OpensoundOrchestra, камерный оркестр Московской консерватории, ансамбль Студия Новой Музыки, ансамбль «Солисты Москвы», ансамбль МАСМ, Ансамбль народных инструментов им. Л.Зыкиной.
Пётр Айду
Пианист, исполнитель на исторических клавишных инструментах, преподаватель Московской консерватории. В 2000 году окончил Московскую консерваторию им. Чайковского (класс фортепиано Л. Н. Власенко и Д. Н. Сахарова), в 2002-м — аспирантуру Московской консерватории (факультет исторического и современного исполнительского искусства, руководитель — А. Б. Любимов). В 2003 году стажировался в Высшей школе музыки и театра в Ганновере у Цви Меникера (исторические клавишные инструменты: клавесин и хаммерклавир) и Х.-М. Коха (лютня). Обладатель 1-й премии и Гран-при юношеского Международного конкурса пианистов в Цинциннати (США, 1991); 2-й премии на VIII Международном конкурсе пианистов в Риме (1997). Преподает дисциплину «камерный ансамбль» в Московской консерватории. Автор и участник музыкальных перформансов и концертов; спектакль «Реконструкция утопии» был удостоен Гран-при премии им. Сергея Курехина в области современного искусства (2013). Коллекционер раритетных исторических роялей и клавишных инструментов.
Георгий Авалиани
Композитор. Окончил Детскую музыкальную школу имени Н.П. Осипова по классу фортепиано. Учится в Московской международной киношколе, Киноколледже № 40 (2023—наст. время).
Алина Мухаметрахимова
Композитор, пианистка, звукорежиссер. Член Союза композиторов России, лауреат российских и международных конкурсов. Окончила Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (2009) и Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу фортепиано (2014), где продолжила обучение по программе «Компьютерная музыка и аранжировка» и занималась композицией в классе Заслуженного деятеля искусств РФ профессора В.С. Ульянича (2011—2015). Прослушала курс «Экспериментальный звук и мультимедиа технологии» в SA))_studio (2021). Победитель совместного проекта Союза композиторов России и Дома творчества «Переделкино» «Лекции по русской литературе» (2021), победитель программы творческих заказов Союза композиторов России «Ноты и квоты» (2023). Участник многочисленный российских и зарубежных фестивалей, креативных лабораторий и мастер-классов.
Олег Макаров
Композитор, саунд-артист, медиа-художник, разработчик аппаратно-программных интерактивных систем и инструментов, преподаватель. Сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории.
С детства мечтал заниматься музыкой. Так и получилось. Автор музыки различных стилей и направлений, в том числе камерной инструментальной, вокальной, электроакустической. С 2006 года пишет музыку к радиоспектаклям.
С 2004 года участвует в международных фестивалях, в том числе: Московская биеннале современного искусства, Московская международная биеннале молодого искусства, Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», Art Moscow, Ежегодный Фестиваль Экспериментального Звука «Подготовленные среды», Международный аудиовизуальный фестиваль EPICENTROOM, Фестиваль многоканальной электронной музыки «Акусмониум», Фестиваль медиапоэзии, Трансмедиале (Германия), Gamma Festival, Астана Фест, Пикник «Афиши», Гик-пикник, фестиваль «Политех», Ars Electronica (Германия), Digital frictions (Австрия), Ночь Искусств, Ночь Музеев, Ночь театров, Mikroton Live, Книжный фестиваль «Красная площадь», Красноярская ярмарка книжной культуры, Международный фестиваль экстремально-экспериментальной музыки «Шум и Ярость», Holland Festival (Голландия), Russian Sound Art Showcase (Берлин) и др.
Участвует в выставках современного искусства как композитор, автор мультимедийных интерактивных инсталляций и перформансов, многоканальных алгоритмических звуковых инсталляций. Его работы выставлялись на таких площадках как: Центральный Дом Художника на Крымском Валу, Третьяковская галерея, Манеж (Санкт-Петербург), Московский Музей современного искусства, ВДНХ, Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Музей М. А. Булгакова «Нехорошая квартира», Artplay, Музей Москвы, ЦТИ Фабрика, Культурный Центр ЗИЛ, Музей современного искусства PERMM (Пермь), Сколково, музей Скрябина, Электромузей, Галерея плавающего звука (Новая сцена Александринского Театра, Санкт-Петербург), галерея Эрарта (Санкт-Петербург), Красноярский музейный центр, Британская школа дизайна, Новое крыло Дома Гоголя, парк искусств «Музеон», Государственный Дарвиновский музей, галерея ГРАУНД Солянка, галерея ГРАУНД Ходынка, Музей станка (Тула) и др.
Регулярно выступает на ведущих экспериментальных сценах как автор и исполнитель композиционно-импровизационной электроакустической музыки. Занимается экспериментами на пересечении различных видов искусства с радиоэлектроникой, программированием и прочими смежными областями. Исследует алгоритмы взаимодействия звука, движения и видео в интерактивных графических системах программирования. Сотрудничает с театрами как саунд- и медиа-художник, композитор; активно занимается преподавательской деятельностью в области звука и интерактивных медиа.
Сотрудничает с театрами (Электротеатр Станиславский, Новая сцена Александринского Театра, Школа Драматического Искусства, Новое Пространство Театра Наций, Центр имени Вс. Мейерхольда, Гоголь-центр, Центр драматургии и режиссуры (ЦДР) и др.) в качестве саунд- и медиахудожника, композитора, а также принимает участие в создании иммерсивных, акустических и мультимедийных спектаклей.
Александра Кобрина
Окончила с отличием Государственную ĸлассичесĸую аĸадемию имени Маймонида (профессор А. Е. Васильева, доцент А. Д. Лукьяненко). Закончила ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу «Оркестр современной музыки».
Автор проекта инструментального театра «Нить». С 2020 года, как виолончелистка, активно участвует в концертах ансамбля «Студия новой музыки». Участвовала в двух Практикумах ансамбля МАСМ, в фестивале Gnesin Contemporary Music Week, P2P project (при поддержке ProHelvetia), «Пяти вечерах» и др.
Автор проектов «Что снится Яну Шванкмайеру?», «Разговор, приснившийся Лао Цзы» и Новый инструментальный театр «Нить». Пьеса «Сны Шванкмайера» стала дебютом в рамках авторского проекта в галерее ГРАУНД Солянка (2021), совмещающим в себе музыкально-импровизационную и театрально-перформативную составляющие. В следующей постановке проекта были представлены еще две пьесы, развивающие это направление — «Каллиграфический эскиз. Джан №37» и «Кухонный разговор».